Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  Информационная политика: центры силы  
27.01.2009 Областная аналитика и интервью » Политика

    Анализируя процессы, происходящие на территории Саратовской области, мы не можем игнорировать такой важный фактор, как информационная политика. Ведь в регионе достаточно много политических игроков, каковые представлены в медийном пространстве. Все они с помощью разных коммуникативных каналов занимаются постоянным транслированием определенных месседжей. Важно видеть их, а также определять целевую аудиторию. Каждый из акторов гнет свою линию. Так попробуем разобраться в происходящем, проведя небольшое “препарирование” информационных потоков трех значимых центров силы.

 Начать этот обзор уместнее всего с “Единой России”. Не только по причине ее господства в облдуме, гордуме и в муниципальных собраниях, но и в связи с доминированием данной партии на информационном поле. В активе у “единироссов” имеются печатные издания с тиражами в несколько тысяч экземпляров и несколько интернет-сайтов. Кроме того, им подвластно телевидение. ГТРК “Саратов” движется в фарватере партии власти. Значит, члены “ЕдРа” обладают такими пропагандистскими возможностями и конкурентными преимуществами, каких начисто лишены их противники. Значительный плюс рассматриваемой информационной политики заключается в ее проектной составляющей. Партия не берется за все и сразу. Напротив, разумно осуществляет конкретные проекты. Большинство из них имеют социальную направленность.

Речь идет о строительстве ФОКов и реконструкции больниц, возведении школ и ремонте изношенных объектов социальной инфраструктуры. В конечном счете, у регионального отделения “единороссов” всегда оказываются конкретные результаты. Их можно предъявлять и получать имиджевые дивиденды. То есть схема достаточно простая. Объявляется приоритет деятельности. Скажем, строительство спортивных сооружений с целью оздоровления нации. В ходе грамотного лоббирования выделяются деньги. После чего “Единая Россия” зарабатывает право обращаться к еще одной своей локальной победе.

Другой значимый аспект – персонификация. Влияние Володина на ситуацию в регионе огромно. Вячеслав Викторович стабильно присутствует на страницах партийных СМИ в качестве федерального политика, курирующего социальные проекты и привлекающего инвестиции. Следующая отличительная черта – антиолигархическая риторика. Информационная политика саратовских “единороссов” отличает их от коллег из других субъектов РФ упором на борьбу с одиозными ФПГ. В качестве наиболее антагонистичных олигархических структур обличаются группа компаний “Рим” Леонида Фейтлихера и группа компаний “Астэк-С” Алексея Ерусланова. Самый последний компонент, добавленный в информационную политику партии Путина, можно назвать “борьба с кризисом”. Партия усиленно подчеркивает свою роль в выработке антикризисных мер. Это видно по освещению заседаний антикризисных штабов. Отдельные решения принимаются в партийных недрах и лишь затем оформляются исполнительной властью области. Самый яркий пример – отмена повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Противоречивый поступок региональных чиновников раскритиковали Петр Глыбочко и Ольга Баталина, потом губернатор Павел Ипатов его отменил.

Говоря о минусах, нужно отметить отсутствие конструктивного диалога между региональным отделением “ЕдРа” и многими влиятельными представителями журналистского сообщества. В итоге “акулы” пера любят лишний раз пнуть структуру даже без всяких заказов против нее. “Единороссы” подчас сами подставляют себя под удар, давая недоброжелателям возможность выступать с резкой критикой. Таким образом, мы констатируем: информационная политика “Единой России” – это “проекты с ориентацией на результат”, “высокая роль Вячеслава Володина”, “антиолигархическая война” и “генерирование борьбы с кризисом”.

Следующей рассматриваемой темой будет информационная политика губернатора Павла Ипатова, включающая в себя и освещение работы всего областного правительства. Здесь мы видим меньшее количество медийных ресурсов. Откровенно проипатовской газетой остаются разве что “Новые времена”. Однако Ипатов – основной ньюсмейкер, поскольку формально он является первым лицом региона. Плюс министерство информации занимается реализацией программы “информационного партнерства”. Но спичрайтерам с Московской, 72 не хватает умения улавливать сигналы, поступающие из федерального центра. Тональность и дискурс не совсем вписываются в общефедеральный контекст.

Когда Москва о кризисе молчала, региональная власть его комментировала. Затем, наоборот, Путин и Медведев стали жестко оценивать обстановку, зато областное правительство принялось озвучивать радужную статистику. К тому же Ипатову часто советуют говорить о проблемах, не позволяющих продемонстрировать измеряемый результат. Цены на рынках. Борьба с коррупцией. И в первом, и во втором случае по разным причинам нельзя провести качественную кампанию с тем, чтобы показать итоги. Расценки на рынках все равно будут выставляться независимо от воли губернатора. А коррупция – понятие субъективное. Истребить целиком ее нереально. Доказательства минимизации сего пагубного явления сформулировать так же сложно. Хотя, есть бесспорные сильные стороны.

Губернатор Ипатов с весны 2005 года овладел некоторыми навыками ораторского искусства. Более того, стал гораздо увереннее себя чувствовать в образе публичного политика. О месседжах хотелось бы сказать отдельно. Скорее всего, базовых – два. Причем их целевой аудиторией является не столько население области, сколько Москва. Первый – “Я – эффективный губернатор”. О чем речь? Вспомните пресс-конференцию Павла Леонидовича, проведенную в конце прошлого года под эгидой “РИА-Новости”. Какие статистические показатели региональный лидер называл в первую очередь? Он приводил в пример удвоение валового регионального продукта, утроение инвестиций, большое количество сдаваемого в эксплуатацию жилья. В чем тут суть?

Напомним, недавно администрацией президента были приняты новые критерии оценки качества региональной исполнительной власти. Насчитывается их 43 и основные носят весьма усредненный социально-экономический характер. Главенствующими критериями являются объем ВРП, инвестиции в основной капитал, стоимость жилья и так далее. Значит, Ипатов совершенно осмыслено называл четко подобранные собственные достижения и хотел сойти за качественного регионального лидера в глазах Кремля. Возможно, готовится ко второму сроку. Вторая мысль – “Я – лояльный губернатор!” Павел Леонидович часто ссылается на предложения Путина и Медведева. Декларирует приверженность “Стратегии – 2020”, Плану Путина, национальным проектам. В связи с чем напрашивается предположение о его желании подать себя в качестве надежного регионального правителя, не имеющего сепаратистских настроений и желающего быть опорой федеральному центру. Информационная политика Павла Ипатова – “Я – эффективный губернатор!” и “Я – лояльный губернатор!”

Третий центр силы – Леонид Фейтлихер и вся несистемная оппозиция в его лице. Конечно, значение данного субъекта в политической жизни не столь грандиозно, как “Единой России” и губернатора. Тем не менее в медийном плане Фетйлихер активен. Обратить внимание на его комбинации стоит. Здесь положение вещей весьма понятно. У Леонида Натановича есть подконтрольное СМИ в виде учрежденной им газеты “Наша версия”. Если раньше журналисты туда не стремились, и издание получалось несколько скучное, то сейчас Фейтлихер взял на работу коллектив, ушедший из газеты “Время”. К Леониду Натановичу перешли авторы, потенциально ему симпатизировавшие и прежде. Кроме обозначенных механизмов Фейтлихер обладает другими способами донесения своей точки зрения, некоторые из коих находятся в интернете. Целевыми группами избраны элиты региона и Москва.

Основные доносимые месседжи укладываются в его оборонительную линию, направленную на сохранение влияния и предотвращение потери собственности. Первый – “Я – жертва политических разборок и национальной нетерпимости!” Олигарх пытается представить себя человеком, гонимым партией власти по причине политических разногласий. Достаточно распространенная линия поведения бизнеса, не желающего отвечать за былые нарушения закона. Еще Фейтлихер частенько поднимает тему преследования по национальному признаку. Смешно слышать подобные утверждения. Особенно если знаешь, сколько разных национальных групп представлены в самой “Единой России”. Второй – “У “Единой России” тоже рыльце в пушку!”

В имеющих отношение к Леониду Натановичу СМИ постоянно подвергается нападкам партия власти, вываливается компромат на ее региональных представителей, и помимо прочего отдельные удары наносятся по Вячеславу Володину. При этом заказчик не брезгует никакими приемами. Сильные стороны информационной политики Фейтлихера – использование традиционного недоверии народа к власти. Кстати, период кризиса позволяет ему чувствовать себя в привычной среде и дает много аргументов, способных при должной интерпретации нанести ущерб имиджу его оппонентов. Информационная политика Фейтлихера – “Я – жертва политических разборок и национальной нетерпимости!” и “У “Единой России” тоже рыльце в пушку!”

Примерно так обстоят дела с информационной политикой трех ключевых игроков. Если смотреть на нее со стороны. Об информационном позиционировании других центров силы и политических групп влияния поговорим позже.

Автор: Владимир Лешуков для sarinform.ru
 
Курсы валют
на 24 Апреля 2024 г.

Доллар - 93.2918
Евро   -   99.5609
Праздничный календарь
24 Апреля
Международный день солидарности молодежи
25 Апреля
Международный день секретаря
26 Апреля
Международный день интеллектуальной собственности
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля
Всемирный день охраны труда
29 Апреля
Международный день танца
Всемирный день породненных городов

Все праздники