Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  «От первого лица»  министр социального развития области Владимира Чернышева  
09.02.2009 Областная аналитика и интервью » Социальная сфера

    Система социальной защиты населения Саратовской области в последние годы динамично развивается. Комплексно и последовательно решаются такие социальные проблемы общества, как бедность, одиночество, социальное неблагополучие семьи, детская безнадзорность, социальная исключенность, дезадаптированность. Обеспечено своевременное и качественное предоставление государственных гарантий и доступность всех видов услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.

  Стабильность и благополучие в обществе во многом зависит от уровня социальной ответственности государства. И в этой связи органам социальной защиты населения сегодня отводится важная роль в реализации эффективной социальной политики. К нам за помощью и поддержкой обращаются люди, как это официально называется, «попавшие в трудную жизненную ситуацию». Но за этой формулировкой – сложные судьбы, неразрешимые для человека проблемы, и часто даже полное отчаянье и потеря всякой веры и надежды. Это налагает на нашу работу и на каждого сотрудника социальной защиты дополнительную ответственность.

Система социальной защиты Саратовской области подкреплена сегодня необходимой правовой основой – обеспечивается реализация более 340 законов и нормативно-правовых актов. Принят ряд законов, предусматривающих дополнительные региональные социальные гарантии для социально уязвимых групп населения. Министерством социального развития области реализуются 3 концепции и 4 областные целевые программы, в 9 мы принимаем участие как исполнители мероприятий. Создана и успешно развивается сеть государственных учреждений социального обслуживания населения, которая состоит из 119 учреждений. На благо населения в отрасли трудится более 20 тысяч человек. Ежегодно увеличивается финансирование отрасли. В 2008 году министерству из бюджета выделено более 7,3 млрд. рублей. Это на 40,4 % больше, чем в 2007 году.

Огромное внимание и поддержку нашей сфере оказывают Губернатор Саратовской области и депутаты областной Думы. По их инициативам ежегодно расширяется перечень мер социальной поддержки населения. Не стал исключением и 2008 год. Вступили в силу ряд знаковых законов. Среди которых, безусловно, ключевой – Закон «О ветеранах труда Саратовской области», принятый по инициативе депутатского корпуса. Более 100 тысяч жителей Саратовской области, добросовестно трудившиеся на производстве, получили звание «Ветеран труда Саратовской области» и все соответствующие льготы. Уверен, что люди оценили это по достоинству. Наша область одна из немногих регионов Российской Федерации, где принят такой закон. По инициативе Губернатора Саратовской области Павла Ипатова в мае 2008 года принят закон, в соответствии с которым участников и инвалидов Великой Отечественной войны освободили от оплаты жилищно-коммунальных услуг в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета. То есть сейчас нашим ветеранам за счет бюджетных средств полностью компенсируются затраты на ЖКУ.

Ежемесячную доплату к пенсии в размере 1000 рублей стали получать инвалиды вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, службы, в органах внутренних дел в районах боевых действий.

С 1 января 2008 года в области более чем в два раза увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка, а малоимущим многодетным семьям дополнительно предоставлено право на получение 1000 рублей на детей, посещающих занятия в физкультурно-спортивных сооружениях.

В 2008 году меры социальной поддержки получили более 975 тысяч жителей Саратовской области. Это около 40 процентов населения области. Все меры социальной поддержки населения предоставлены своевременно и в полном объеме. Хочу отметить, что министерством осуществляется 40 процентов всех государственных услуг, оказываемых правительством области. Поэтому большое внимание мы уделяем совершенствованию системы администрирования реализации законодательства через создание четкой вертикали системы управления, информатизации системы социального обслуживания и регламентации услуг. Для повышения качества и доступности государственных и бюджетных услуг, повышения результативности, эффективности и прозрачности работы органов власти ведется работа по созданию электронного социального регистра населения Саратовской области. Регистр – это информационная система, устремленная в будущее. В перспективе она должна стереть грани межведомственного взаимодействия и объединить информационные ресурсы всех участников процесса оказания государственных услуг.

В настоящее время запущена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система – электронный социальный регистр населения области (АИС ЭСРН) для территориальных органов министерства. В рамках первой очереди создана база данных граждан, проживающих на территории области и в автоматическом режиме производится расчет региональных мер социальной поддержки. Это значительно сократило время на формирование выплатных документов на получение мер социальной поддержки и проведение массовых перерасчетов при внесении изменений в законодательство. Кроме того, программный комплекс позволяет проводить мониторинг и анализ потребностей граждан, нуждающихся в социальном обеспечении. Информация об изменениях в базе данных территориальных органов ежедневно передается в центральную базу, находящуюся в министерстве. Это позволяет поддерживать центральную базу данных в актуальном состоянии.

В 2009 году будет разработана и введена в эксплуатацию вторая очередь АИС ЭСРН для учреждений социального обслуживания населения области. Для работы программного комплекса АИС ЭСРН в министерстве создан центр обработки данных, оснащенный самым современным оборудованием.

Повышение эффективности работы административной системы и сокращение времени процедуры получения услуг также способствовала стопроцентная регламентация услуг. Принято 49 административных регламентов предоставления государственных услуг и 1 регламент исполнения государственной функции. Административные регламенты внедрены в работу всех территориальных органов министерства.

Население имеет к ним полный доступ: регламенты опубликованы в официальном издании, размещены на сайте министерства, изданы буклеты с текстами регламентов. В 2008 году проведена огромная законотворческая работа. Депутатами областной думы принято девять законов, направленных на оказание мер социальной поддержки населению. Основная их часть – законы, предусматривающие перевод натуральных льгот в денежные выплаты, в том числе льгот по оплате услуг ЖКУ. Два закона направлены на поддержку семьи, материнства и детства. Планируется, что они вступят в силу с 1 января 2010 года, а 2009 год станет периодом проведения серьезной организационно-подготовительной работы.

Будет проведена реорганизация существующей административной системы социальной защиты. На базе 39 территориальных органов планируется создание 14 межрайонных территориальных органов и 39 государственных учреждений, которые непосредственно будут заниматься назначением и выплатой пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки. Считаю, что это позволит оптимизировать расходы на администрирование законодательства, повысит эффективность его реализации. Одна из основных задач 2008 года – повышение качества и доступности социальных услуг для населения. У потребителя, привыкшего к довольно высокому уровню обслуживания со стороны коммерческих организаций, начали формироваться аналогичные ожидания при обращении к услугам органов государственного управления. Современные потребители хотят не просто получать социальные услуги, как это было несколько лет назад, когда их рынок только начал развиваться, они все чаще требуют услуг надлежащего качества, без очередей, в удобное для них время, в доброжелательной атмосфере и при минимуме предоставляемых документов. Добавлю, что при этом услуги должны быть доступны вне зависимости от места проживания человека. Возникает необходимость переноса передовых управленческих бизнес-технологий в государственные учреждения. Речь идет о внедрении принципов и процедур управления по результатам, создании новых и реструктуризации уже существующих учреждений социального обслуживания населения, стандартизации социальных услуг, внедрении системы государственного задания, а в перспективе – государственного заказа на оказание социальных услуг, информатизации системы социальной защиты, обеспечении информационной доступности для всех категорий населения и повышении эффективности управления в сфере социальной защиты, разработке и внедрении новых форм и технологий социального обслуживания отдельных категорий граждан.

Стандартизация социальных услуг – необходимое условие повышения качества работы в сфере социального обслуживания населения, а значит, и качества оказываемых жителям услуг. В 2008 году разработка стандартов и их внедрение также являлось одной из основных задач, стоящих перед нашим министерством. Разработаны стандарты предоставления 6 социальных услуг: социально-психологическая реабилитация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов в учреждениях стационарного типа, социальное обслуживание на дому; социальный патронаж семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в учреждениях полустационарного типа; приобретение товаров и услуг, осуществление платежей за счёт средств клиента. В работу учреждений внедряется стандарт «Система качества учреждений социального обслуживания населения Саратовской области». Разработан порядок установления государственных стандартов Саратовской области в сфере социального обслуживания населения.

В 2009 году мы ставим перед собой задачу: стандартизировать все гарантированные государством социальные услуги. Так как это одна из необходимых составляющих введения системы государственного задания, а в перспективе – государственного заказа на их оказание.

В 2008 году были сделаны первые шаги по переводу учреждений социального обслуживания населения на государственное задание. Разработано положение об условиях и порядке его формирования, методические рекомендации по расчету стоимости, оценке и прогнозированию спроса на гарантированные услуги. В 2009 году планируется разработать всю необходимую для внедрения государственного задания нормативную базу и апробировать эту работу в пилотных учреждениях, а с 2010 года – перевести на государственное задание все учреждения социального обслуживания населения. Конечная цель – демонополизация в области предоставления государственных услуг, создание полисекторной модели социального обслуживания, внедрение системы государственного заказа на социальные услуги.

Для внедрения в систему социального обслуживания населения новых принципов и процедур управления по результатам в 2008 году осуществлялся переход на новые системы оплаты труда.

С 1 сентября 2008 года на отраслевые системы оплаты труда переведены 6 пилотных учреждений социального обслуживания населения. С 2009 года по такому принципу будут работать все учреждения. Цель – повысить мотивацию сотрудников к качественному исполнению своих обязанностей. Индивидуальная оценка труда работника станет основой этой новой современной системы. Утверждены показатели и условия стимулирования труда руководителей учреждений социального обслуживания. На основе методических рекомендаций министерства показатели результативности и условия стимулирования сотрудников утверждены во всех учреждениях.

Уверен, что это даст положительный эффект и позволит более четко увязать оплату труда с качеством работы сотрудников. А значит, дать людям, работающим в системе социальной защиты населения, возможность получать достойную зарплату за свой профессионализм и знания. С 1 января 2009 года планируется повышение заработной платы по отрасли на 37 процентов.

В числе приоритетов развития социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов – предоставление достаточных по объему, качественных социальных услуг, ориентированных на индивидуальную нуждаемость клиентов.

В 2008 году свыше 4 тысяч пожилых граждан и инвалидов получили все виды медицинской и социальной помощи в стационарных условиях. Учитывая проблему старения населения, рост числа одиноких стариков, психически больных людей, ключевой задачей министерства социального развития области в этом вопросе является оптимизация сети стационарных учреждений.

Из года в год расширяется сеть стационаров для пожилых граждан и инвалидов, улучшается материально-техническая база учреждений. В 2008 году созданы два стационарных учреждения для престарелых и инвалидов в ЗАТО г. Шиханы и с.Хватовка Базарно-Карабулакского района, выделено дополнительное помещение под жилой корпус Новоузенскому специальному дому-интернату для престарелых и инвалидов. В настоящее время в этих учреждениях ведутся ремонтные работы. При вводе их в эксплуатацию будет создано дополнительно 163 койко-мест.

Наше достижение – ликвидация очередности в дома-интернаты общего типа. В 2009 году на необходимо решить вопрос очередности в психоневрологические интернаты.

Наряду с развитием системы стационарного обслуживания, мы обеспечиваем уход в привычной домашней среде для тех граждан, кто не хочет переезжать в стационар. В регионе развиваются социально-реабилитационные отделения, надомное обслуживание, отделения срочной социальной помощи при центрах социального обслуживания населения.

За 2008 год в 46 центрах социального обслуживания населения 400 тысяч пожилых граждан и инвалидов получали 123 вида социальных услуг, из них около 50 тысяч – на дому. Предоставление социально-бытовых услуг на дому остается приоритетной формой обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. С целью сокращения очередности социального обслуживания граждан на дому в сельских районах в 2008 году на 360 мест дополнительно открыто 8 специализированных отделений и 3 отделения дневного пребывания. Активная работа ведется по открытию в центрах социального обслуживания населения новых специализированных отделений, внедрению в деятельность специалистов новых технологий и передового опыта работы.

Особое внимание уделяется оказанию помощи родственникам по уходу за тяжелобольными.

Еще один знаковый момент — работа с детьми-инвалидами. Цель состоит в том, чтобы обеспечить всех их, сто процентов, реабилитационными мероприятиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Она еще не достигнута, но показатель вырос с 60 процентов в 2007-м году до 85 процентов в 2008. Это, безусловно — результат. Как и проведение праздников — таких, как «Мир открыт для нас», «Мы такие, как все», конкурса рисунков, всевозможных спортивных праздников для детей инвалидов. Ведь не надо объяснять, как важна социализации детей-инвалидов, их полноценное включение в общество.

В области с 1994 года работает уникальная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура». В районах области открыты 15 ее филиалов. Наша большая радость, что по инициативе Губернатора области Павла Ипатова в этом году для школы приобретено собственное здание, где планируется создать единый комплексный центр реабилитации, отвечающий всем необходимым и современным требованиям.

Несомненная удача этого года, даже не удача — триумф! —Паралимпийские игры в Пекине: воспитанники школы привезли семь медалей!

Вместе с тем, не до конца решен вопрос оказания социальных услуг семьям с детьми-инвалидами, проживающими в сельских районах. Только в 12 районах области открыты отделения по социальному обслуживания семей с детьми-инвалидами. С целью увеличения охвата социальными услугами этой категории населения в следующем году начнут работу еще 6 отделений.

Одной из приоритетных задач министерства было и остается обеспечение безопасных условий пребывания граждан и сотрудников в учреждениях социального обслуживания. Все учреждения прошли процедуру лицензирования. Безусловно, это большое достижение. Действует ведомственная целевая программа министерства социального развития области по обеспечению пожарной безопасности учреждений социального обслуживания населения и его территориальных органов на 2008 год. Аналогичная программа разработана на 2009-2011 годы, выполнение которой станет предметом особого контроля. Также реализуется областная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области» на 2008-2010 годы, в рамках которой ремонтируются ограждения учреждений, устанавливаются системы видеонаблюдения, «тревожные кнопки».

Еще одна важная задача, являющаяся основой успешной деятельности – информационно-разъяснительная работа. По моему глубокому убеждению, внутренний имидж государства складывается из имиджа каждой государственной структуры. А что касается такой системы, как социальная защита, то здесь важен каждый человек, его облик, его умение общаться, умение решать проблемные вопросы, потому что вряд ли есть еще какая-то система, которая ближе нас к каждому жителю области. Это мы должны понимать при работе с каждым конкретным человеком. Обратная связь с жителями области осуществляется благодаря проведению личных приемов граждан, сотрудничеству с общественными организациями, взаимодействию со СМИ. Хочу отметить, что на личных приемах граждан я чувствую, – население стало оценивать усилия работников нашей отрасли, замечать успехи. Люди перестали приходить ко мне на прием, чтобы поругаться или пожаловаться. Сегодня жители идут на прием к министру для решения конкретного вопроса.

Мы сотрудничаем с ветеранскими, национальными, женскими и другими общественными организациями, проводим совместные мероприятия, налаживаем конструктивный диалог. Сейчас подключился такой мощный инструмент, как Общественная Палата. Растет и интерес к социальной сфере у средств массовой информации. Это сотрудничество способствует повышению доверия к власти. Конечно, без подготовки квалифицированных кадров, без оказания методической поддержки работникам социальных служб движение вперёд и реализация поставленных задач невозможны.

На территории области действует областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы. Структурными подразделениями министерства проводятся семинары, тренинги, обучающие курсы для директоров учреждений и начальников управлений социальной защиты населения, которые, в свою очередь, организуют обучение для своих сотрудников. С целью повышения престижа профессии и выявления творческого потенциала работников учреждений социального обслуживания населения мы ежегодно проводим конкурсы профессионального мастерства. В этом году прошли конкурсы «Лучший социальный работник года», «Лучший по профессии» – среди работников среднего медицинского персонала, среди работников пищеблоков стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, среди воспитателей семейных воспитательных групп.

2008 год прошел под эгидой Года семьи. Отмечу, что в 2008 год мы вошли с очень большим запасом, опытом проведения массовых социальных акций, с очень серьезным багажом создания социальной инфраструктуры для семьи. Поэтому нам удалось сконцентрировать, консолидировать усилия всех заинтересованных ведомств, всех институтов гражданского общества в рамках проведения Года семьи. Все были воодушевлены идеей возрождения семейных ценностей, стремлением показать обществу какие прекрасные у нас семьи, какие прекрасные дети. Основное внимание уделялось расширению и совершенствованию мер социальной поддержки семьи и детей. В области проживает более 330 тысяч семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывается более 475 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Более 10 тысяч семей являются многодетными.

Важнейшей приметой уходящего года является и то, что вдвое больше средств по сравнению с прошлым годом было выделено на социальную поддержку семьи и детей. Ежемесячное пособие на ребенка увеличено более чем в два раза. Сейчас область занимает второе место в ПФО по размеру этого пособия. Малообеспеченные беременные женщины, кормящие матери и дети до трех лет бесплатно получают специализированные продукты питания. На эти цели из бюджета области израсходовано свыше 30,5 млн. рублей.

Замечу, что спектр мер социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей в области достаточно широк. Малообеспеченным многодетным семьям выделяются денежные средства на посещение театров, приобретение школьной и спортивной одежды, обуви, путевки в детские оздоровительные лагеря. Семьи имеют право на бесплатные лекарства, получение земельного участка для садоводства и огородничества, бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха. Предусмотрено единовременное пособие в размере 2 тыс. рублей при рождении или усыновлении 3-го и последующих детей, снижение оплаты коммунальных услуг на 30 процентов с увеличением на 5 процентов за каждого последующего ребенка в семье. За счет средств бюджета области 16 многодетных семей получили комфортабельные микроавтобусы «ГАЗель».

Для оказания помощи тем, кто по каким-то причинам не может самостоятельно справиться с грузом жизненных проблем, в регионе активно развивается сеть центров социальной помощи семье и детям «Семья». Они работают более чем в половине муниципальных районов области. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей оказано свыше 5 млн. различных видов услуг. В этом году открыты центр «Семья» в Краснокутском муниципальном районе, филиал ГУ «Вольский центр социальной помощи семье и детям «Семья» в г. Шиханы, 16 отделений по работе с семьями различных категорий в действующих учреждениях 6 районов области. Территории детских социальных учреждений в десяти районах области обустроены спортивно-игровыми площадками. В большинстве этих населенных пунктов ранее ничего подобного не было, а сейчас люди получили возможности прийти вместе с детьми культурно отдохнуть, и одновременно получить психолого-педагогические консультации специалистов.

В системе социального обслуживания семьи и детей особое внимание уделяется профилактической работе с семьей. Развиваются новые формы работы с детьми, в том числе уличная социальная служба, специалисты и волонтеры которой проводят социально значимые и досуговые мероприятия с неорганизованными группами детей и подростков.

В основу социальной работы с семьей изначально был заложен заявительный механизм. Вместе с тем, зарубежный опыт и практика подсказывают, что в работе с семьей необходимо использовать выявительный принцип работы. С этого года в работу учреждений внедряется участковый метод работы. Со следующего года планируется перевести на него все учреждения социальной помощи семье и детям. Основная задача коррекционно-реабилитационной работы – приблизить формы работы к нуждам семей, развивать те направления работы, которые реально способствуют развитию потенциала семей, формированию в обществе идеологии здоровой, социально-самодостаточной семьи.

Среди проблем, характеризующих неблагополучие нашего общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. По показателю «удельный вес безнадзорных и беспризорных детей» Саратовская область занимает 4 место в ПФО (1,1 процента к общему числу детей). Наш показатель в два раза ниже среднероссийского (2,4 процента). При работе с несовершеннолетними правонарушителями активно применяются ювенальные технологии.

Вместе с тем, остается ряд проблем, требующих решения в следующем году. Сегодня можно говорить лишь о стабилизации ситуации в области детской безнадзорности и социального сиротства. В настоящее время число семей, снимаемых с учета в органах системы профилактики, равно числу семей, вновь пополняющих данную категорию.

Разумеется, счастливое детство невозможно без крепкого здоровья. Поэтому организация отдыха и оздоровления детей и подростков, особенно в период школьных каникул, также в центре нашего внимания. Всего за летний период 2008 года в оздоровительных учреждениях области отдохнуло более 165 тысяч детей. Применялись новые формы отдыха и оздоровления – семейный туризм, отдых всей семьей. В рамках Года семьи мы провели целый ряд знаковых мероприятий. Это и форум «Семья — дело государственное», и открытие Доски Почета «Лучшие семьи Саратовской губернии». Учрежден Почетный знак Губернатора «За достойное воспитание детей». Его уже получили первые двадцать человек. В рамках Гражданского Форума была организована переговорная площадка «Семья как основа стабильности общества». Большой отклик у населения имела широкомасштабная информационная кампания, направленная на пропаганду семейных ценностей и повышение авторитета семьи.

Считаю, что Год семьи в области прошел успешно. Поставленные цели достигнуты, и это важный для нас результат. Это говорит о том, что меры, принимаемые на государственном уровне, оказались своевременными и эффективными. В соответствии с решением оргкомитета по проведению Года семьи в РФ органам исполнительной власти регионов рекомендовано продолжить работу по укреплению института семьи с учетом региональной специфики и особенностью семейных традиций. В центре внимания, по-прежнему, должна оставаться идеология популяризации семейных ценностей, потому что вне семьи проблему демографического и социального развития, на мой взгляд, решать не возможно. Это созвучно с решением президента РФ объявить следующий год Годом молодежи. Стратегии и задачи следующего года определены. Я уверен, что мы с ними справимся вопреки всем экономическим трудностям.

Автор: В.В.Чернышев, министр социального развития Саратовской области
 
Курсы валют
на 26 Апреля 2024 г.

Доллар - 92.1314
Евро   -   98.7079
Праздничный календарь
26 Апреля
Международный день интеллектуальной собственности
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля
Всемирный день охраны труда
29 Апреля
Международный день танца
Всемирный день породненных городов
30 Апреля
День пожарной охраны
1 Мая
День весны и труда
Праздник труда (День труда)

Все праздники