Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  «Муниципальные чиновники должны чувствовать ответственность перед населением»  
24.02.2009 Областная аналитика и интервью » Органы фед. значения

    Пожалуй, ни один закон не вызвал столько споров, жарких дебатов в прессе и на всех уровнях власти, сколько ФЗ-131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На момент его разработки не раз возникали серьезные разногласия в политбомонде страны. Так, к примеру, во время обсуждения законопроекта на парламентских слушаниях некоторые видные политические фигуры предлагали вернуть уезды и волости, а эпатажный Жириновский, дабы восстановить историческую справедливость, вообще потребовал возродить общины.

  Действительно, история создания органов местного самоуправления в России - сложная, не лишенная порой драматизма. Тем более что речь идет о ломке „управленческих основ. Новое всегда пугает и страшит. Так и было со 131-м законом.

2009 год становится решающим этапом, это своего рода конечная точка отсчета муниципальной реформы: реализация закона вышла на финишную прямую. Об алгоритме действий реформирования МСУ в губернии - наш разговор с министром регионального развития области Павлом Беликовым.

- Павел Петрович, многое удалось сделать, еще больше предстоит. Если коротко, каковы итоги муниципальной реформы, какие перспективы?

- Саратовская область очень взвешенно подошла к осуществлению реформы МСУ. Вопросы местного значения передавались поэтапно. Мы вполне отдавали себе отчет, что эта непростая, а может, в чем-то и болезненная перестройка организации работы местной власти, по сути, создание новой модели МСУ. Чтобы нивелировать эти проблемы, наш регион избрал поэтапную модель передачи полномочий вновь образованным поселениям.

- Несколько лет велась огромная разъяснительная работа. Затем пришлось не только разъяснять, но и действовать. Было много трудностей и неясностей. Что сейчас, когда закон становится все более «полнокровным», среди главных трудностей? Чего удалось добиться?

- Для того чтобы отработать федеральный закон на практике, два района - Татищевский и Пугачевский - в рамках пилотного проекта уже с 1 января 2007 года перешли к полной его реализации. Конечно, проблемы были, однако решалась главная задача: формировалась доходная часть, повысились поступления налогов, зачисляемых в бюджеты поселений, бюджеты самостоятельно расходовались. В результате появились новые возможности для решения вопросов местного значения.

Не скрою, были определенные опасения. Да и многие сложности по-прежнему остаются. Тем не менее теперь мы понимаем, имея опыт тех же районов-«пионеров», участников пилотного проекта, - все вопросы решаемы. Была проделана большая работа. Это подготовка и принятие уставов, установление границ МО, формирование территориальной структуры местного самоуправления, инвентаризация муниципального имущества и разграничение муниципальной собственности, подготовка и обучение кадров для работы в новых условиях и многое другое.

Потребовалось немало усилий и согласованных действий, чтобы вся организационная деятельность была проведена качественно и в срок. Мы поставили перед собой четкие задачи, ориентируясь на то, чтобы в период подготовительного процесса население не почувствовало ухудшения и своего положения, и работы местного самоуправления.

- Качество исполнения, полнота решения тех или иных ропросов напрямую зависят от уровня взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления. Удалось ли выстроить это сотрудничество?

- Думаю, нам это удалось. Конструктивный диалог налажен. Многие главы муниципальных районов и образований подошли к реформе с большой ответственностью, провели все необходимые мероприятия. Конечно, есть лучшие МО, есть и «отстающие». Но любые ситуации мы четко отслеживаем, сотрудники нашего министерства постоянно выезжают в районы и с проверками, и с целью оказания методической помощи.

- Коль скоро мы заговорили о помощи, в чем она заключается?

- В основе это методическая поддержка. Она очень важна. В 131-й закон вносилась и вносится масса изменений. И мы своевременно информируем об этом муниципалов. Как решить вопросы местного значения, касается не только нашего министерства, но и практически каждого ведомства. И здесь важна четкая скоординированность действий всех уровней власти, различных ведомств, министерств. Мы не оставляем муниципальные образования один на один с их проблемами.

Кроме того, в нашем регионе не первый год работает ассоциация «Совет муниципальных образований области», куда входят главы районов, городских и сельских поселений. Принята, действует и показала свою эффективность целевая программа «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы», за время реализации которой были созданы условия для организации деятельности поселений: приобретены новые автомобили, оргтехника, программное обеспечение. Всего за три года на эти цели было выделено 234 миллиона рублей.

- А есть ли инициативы снизу, от самих представителей органов местного самоуправления?

- Конечно. Кстати, в разработке второй целевой программы «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы» очень активно участвовали руководители самих муниципальных образований, высказывая конкретные предложения. В ее рамках для муниципальных нужд планируется приобрести качественную технику для своевременного вывоза мусора, экскаваторы-бульдозеры, необходимые для содержания дорог, благоустройства и ремонта коммуникаций, специализированную технику для пожарных постов, пожарные мотопомпы.

Объем финансирования новой программы на четыре года - уже 904 млн рублей.

- Вы затронули тему слабых и сильных муниципалитетов. Чем обусловлены их сила и слабость?

- Причина как лидерства, так и отставания кроется, прежде всего в умении или неумении вести диалог между главой района и главой администрации. Там, где удалось выстроить «здоровые», рабочие взаимоотношения между представителями власти, есть хорошие результаты: район развивается, и как следствие - развиваются и крепнут городские и сельские поселения. Потому что такие отношения распространяются на все ветви власти, на всю вертикаль, включая глав городских и сельских поселений. Примером тому Марксовский район, в котором конструктивный диалог есть. Прямая противоположность - Красноармейский. Не удается наладить контакт главе Ершовского муниципального района. Поэтому там существуют проблемы и реформирование идет гораздо болезненнее.

- Эффективность любой реформы - это еще и вопрос кадрового обеспечения. Есть ли с этим проблемы? Как они решаются?

- Некоторый кадровый голод, безусловно, ощущается: есть дефицит квалифицированных управленцев. Поэтому в нашей области прикладываются большие усилия, чтобы поднять уровень квалификации специалистов муниципальной службы. Обучение проходит в четырех вузах: Поволжской академии госслужбы, Саратовском государственном социально-экономическом университете, государственной академии права и государственном аграрном университете. Мы единственный регион, который обучает депутатов всех уровней. Из 6 тысяч муниципальных служащих области 4 тыс. прошли подготовку и повысили свою квалификацию. И работа по дальнейшему повышению квалификации кадров, конечно, будет продолжена: запланированы выездные семинары, стажировки, обучение кадрового резерва.

Самоуправление начинается с муниципального бюджета. Ощущается ли нехватка муниципальных финансов? Каковы пути выхода?

- Несоответствие между объемом полномочий органов местного самоуправления и имеющимися в их распоряжении материально-финансовыми ресурсами - такая проблема есть. Но она решаема. Между тем Пугачевский и Татищевский районы, в рамках пилотного проекта первыми начавшие и первыми прошедшие путь, на который многие МО только становятся, и раньше исполняли бюджеты.

Несмотря на определенные трудности, многие теперь более оптимистично начали смотреть на реформирование МСУ, стало интересно работать, потому что появилась самостоятельность, формируются собственные бюджеты, для эффективного пополнения которых создается налогооблагаемая база. И ключевым здесь становится земельный налог. Сейчас этот вопрос тоже значительно продвинулся: зарегистрированы земельные доли.

Конечно, не в силах глав или депутатов поселения привлечь на свою территорию какой-нибудь промышленный гигант. Но дать «зеленую улицу» успешному фермеру, помочь расширить местную торговую сеть, заинтересовать предпринимателя в постройке небольшого цеха - это в их силах. Они тоже ищут и привлекают инвесторов на своем, районном и поселенческом уровне. Будучи заинтересованы в пополнении собственной, поселенческой казны через налоговые отчисления, органы местного самоуправления активно способствуют развитию своих территорий.

- Не секрет, что есть проблема низкого уровня доверия к местному самоуправлению. Как ее решить? И каким вам видится будущее МСУ в Саратовской области?

-Уверен, что проблема доверия уже остро не стоит. Население сегодня само учится управлять своей жизнью. Ближайшая к жителю села или города власть стала более действенной и активной. И люди это почувствовали. Раньше бытовало мнение, что обращаться в сельсовет не имеет смысла: какая, мол, это власть? Надо - сразу в район, а то и прямо к губернатору или президенту России. Теперь все больше вопросов, по которым люди идут к главе поселения, к местным депутатам, специалистам, работающим на самом низовом уровне. В корне изменилось и отношение муниципальных служащих к собственным обязанностям. Выросла квалификация работающих в органах МСУ специалистов. Радует и то, что люди стали все больше обращаться за помощью к местным депутатам, к главе поселения. А он, в свою очередь, принимая управленческие решения, работает не с безликой категорией граждан, а с конкретными жителями, проблемы которых знает не понаслышке. Местное самоуправление отличается от государственного управления своим более адресным характером.

Что касается 131-го закона, думаю, он и дальше будет развиваться и претерпевать различные изменения. И это нормальный процесс. Данный нормативный акт требует доработки. Например, в нем не определен механизм воздействия на нерадивых глав МО или администраций. Сейчас в Государственную Думу и Администрацию Президента внесен законодательный пакет - возможно, в скором времени муниципальная власть получит право освобождать от занимаемой должности тех глав, которые не справляются со своими обязанностями.

- То есть это та самая демократия, о которой так много говорили...

- Да, это и есть тот самый прямой путь к демократии. Власть должна быть приближена к народу. А муниципальные чиновники должны чувствовать ответственность перед народом и работать на благо людей. Вот эта ответственность и станет точкой отсчета в формировании положительного имиджа власти, установлении доверия населения к ней.

Автор: Наталья Бобровникова для saratov.gov.ru
 
Курсы валют
на 23 Апреля 2024 г.

Доллар - 93.2519
Евро   -   99.3648
Праздничный календарь
23 Апреля
Всемирный день книг и авторского права
24 Апреля
Международный день солидарности молодежи
25 Апреля
Международный день секретаря
26 Апреля
Международный день интеллектуальной собственности
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля
Всемирный день охраны труда

Все праздники