Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  Оправдание плюшкинизма  
04.04.2009 Областная аналитика и интервью » Культура

    В Саратовском областном доме работников искусств (СОДРИ) состоялась премьера спектакля по пьесе Виктора Ольшанского «Мой милый Плюшкин», сюжетно определяемой автором как трагикомедия по мотивам поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Постановку осуществил народный театр драмы, режиссер-постановщик - Наталья Иванова.

 В статье «Загадки Гоголя…» великий русский философ Василий Васильевич Розанов выразил любопытную мысль о некоей изначально присущей даже юному Гоголю посмертности, приведя свидетельство очевидца смерти писателя: «Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра…».

В спектакле напрямую проводится мысль об особом посмертном оправдании Плюшкина, стереотипно сопоставляемого в мировой культуре с бальзаковским Гобсеком и прочими экземплярами человеческого паноптикума, обладавшими неистребимой жадностью.

У Розанова Плюшкин в той же работе связывается, напротив, – с Аполлоном.
   Эка ведь закавыка: Аполлон и вдруг – Плюшкин! Но как сам Гоголь в гробу связывается с гоголевскими же строками «Хома отворотился и хотел отойти от гроба, но, по странному любопытству, не утерпел и взглянул на нее. Резкая красота усопшей показалась ему страшною… В ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего; оно было живо, и философу казалось, как будто она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза».

Так и со спектаклем: может показаться, что сыгран он абсолютно непрофессиональными актерами-любителями, решившими под крышей учреждения культуры таким образом отметить гоголевский юбилей.

Оказывается, однако, что Гоголь не просто жив, не просто посмертно увенчан лаврами и включен в хрестоматии, но что он как бы подглядывает за нами. В данном контексте – зрителями пьесы Ольшанского. Плюшкин может быть Аполлоном. Плюшкин в исполнении выдающегося и действительно профессионального ТЮЗовского артиста Наума Ротковича – чудовищен и мелодраматичен одновременно. А вот он же – Плюшкин - в исполнении в ходе этого спектакля другим артистом Виталием Белоусовым оказывается прямо-таки Аполлоном. Молод, хорош собой, любит жизнь и жену, хлопочет о ней, в глубине души понимая, что она права, говоря, что умрет родами. Щемящее чувство ответственности любящих людей друг перед другом в соприкосновении с тайной смерти.

Комедийность проявляется в стычках гувернантки мадемуазель Жюли (Оксана Коваль) с Маврой (Татьяна Чернова, Альбина Андреева, Юлия Бурлакова). По-своему влюбленная в Плюшкина, в его молодцеватый образ, в его природную незлобивость, Мавра охаживает Жюли помойной тряпкой.

Техника спектакля прямолинейна еще и оттого, что на сцене главными являются в декорациях большие настенные часы. Главный герой – Плюшкин передвигает стрелки вначале назад, а потом как бы завершая круг жизни и уходя в иной мир, предавая душу на суд Божий.

В спектакле имеется поясняющий постановку эпиграф Гоголя: «Все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости».

Это навевает на размышления о рассказе про то, как в муках взаимного непонимания, сопротивляясь обстоятельствам и полагаясь на милость Божию на свет двое разных, но вполне добропорядочных человека произвели чудовище – Гитлера. И таких примеров – пруд пруди. Они – над литературой. В пьесе же Гоголь жив. Подмигивает. Просто сопоставлять свои действия, мотивации с героями Гоголя в наше время странновато, не до того нам…

Поставленный спектакль дает отдых. Придя на него, можно на время отрешиться от хлопот. Посмотреть превосходную игру Ротковича, блиставшего прежде в этих же стенах в «Цене» Артура Миллера и на сцене «Теремка» в шолом-алейхемском «Червонце», поставленном супругами Мерииными.

Хороший, добрый и живой ветеран саратовской сцены Роткович играет Плюшкина. Аполлон! Посмотрите и порадуйтесь.

Автор: Борис Глубоков для sarinform.ru
 
Курсы валют
на 25 Апреля 2024 г.

Доллар - 92.5058
Евро   -   98.9118
Праздничный календарь
25 Апреля
Международный день секретаря
26 Апреля
Международный день интеллектуальной собственности
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля
Всемирный день охраны труда
29 Апреля
Международный день танца
Всемирный день породненных городов
30 Апреля
День пожарной охраны

Все праздники