|
|
|
26.03.2008 Областная аналитика и интервью
Саратовский писатель Михаил Каришнев-Лубоцкий на днях вернулся из города Ишим Тюменской области, где стал лауреатом Всероссийской литературной премии имени Петра Павловича Ершова. Он удостоился первой премии за свои сказки для детей — «Приключения маленькой волшебницы» и «Обманное колечко». В связи с этим и первый вопрос:
Михаил Александрович, какие у Вас впечатления от поездки?
Впечатлений у меня море. Конечно, ценны для меня награды — диплом, фигурка Конька-Горбунка, Иванушки и Жар-птицы, вырезанная из кости мамонта, и премия в размере 40-ка тысяч рублей. Что особенно приятно — это тёплый приём. Все мы, лауреаты премий, приехали в одном поезде: и омская поэтесса Татьяна Четверикова, и московские поэты из журнала «Мурзилка» Сергей Георгиев и Виктор Лунин. Нас, можно сказать, на руках носили — из вагона как на руках приняли в Ишиме, так в Тобольске на руках в вагоны и внесли. Я соскучился по такому тёплому приёму. У нас в Саратове с этим, к сожалению, плоховато. Было множество встреч: в центральной библиотеке, в центральной детской библиотеке, в Ишимском пединституте. Мы принимали участие во Всероссийской конференции, посвящённой творчеству Ершова. Кроме нас были ещё сотрудники музея имени Ершова, приезжали учёные, профессора, даже одна женщина-академик из Пушкинского дома в Санкт-Петербурге.
Какова, по вашему мнению, в Саратове ситуация с литературой, в частности с детской?
Вы знаете, сейчас несколько союзов писателей — Союз писателей России (в Саратове в него входят поэты Николай Палькин, Иван Малохаткин), Союз российских писателей (Светлана Кекова, Ольга Клюкина, Роман Арбитман, Сергей Боровиков, Алексей Слаповский) и Союз писателей Москвы (я и Евгений Бекташев). Сначала произошло разделение, а сейчас поняли, что это ошибка, началось объединение интересов. Можно расценивать как шаг навстречу то, что я как представитель Союза писателей Москвы получил Ершовскую премию, учреждённую Союзом писателей России. К тому же сейчас приравняли союзы писателей к общественным организациям — любителям бабочек, аквариумных рыбок и прочее. Принизили писателей в правах — писатели стали тунеядцами, трудовой стаж не идёт. Будем надеяться, что скоро ситуация изменится. Возможно, скоро будет принят закон о творческих союзах. Сейчас приняли национальную программу поддержки чтения, рассчитанную до 2020 года. Президент дал поручение претворять её в жизнь.
У нас уже три года как создана Ассоциация Саратовских писателей, в которую вошли активно пишущие, любящие литературу люди. Мы создали попечительский совет, который возглавила супруга губернатора Наталья Ипатова. Вошли в этот совет Владимир Динес, ректор экономического университета, Виктор Жданов, зампред Правительства области, худрук Саратовской филармонии Анатолий Катц и другие. Это многое может изменить в ситуации. В Саратове на протяжении как минимум последних 15-ти лет практически никаких книг не печаталось. Саратовские писатели не были известны. Если за 15 лет, условно говоря, было напечатано 10 книг и девять из них — Николая Палькина, то столько же издано за эти три года — четыре книги для детей, шесть — поэтических сборников. Совместно с экономическим университетом издали солидную хрестоматию «Саратовские писатели — детям», которая была высоко оценена.
Вот и совсем недавно мы получили грант, также вместе с СГСЭУ будем издавать 10-томник «Саратовская библиотека». Первый том уже свёрстан — «На главной улице России». Мы для себя его называем «Книгой памяти» — это произведения умерших писателей: Николая Чернышевского, Валентины Мухиной-Петринской, стихи и рассказы разных авторов 19-20 веков. Другие девять томов на 99%, слава Богу, живых писателей. Это будут антологии. Антологии поэзии, антология прозы, антология саратовской детской литературы.
Но всё же не обходится без проблем?
Проблемы те же, в основном финансирование. Сейчас в Саратовской области, можно сказать, повернулись лицом к литературе и к чтению. Деятельность нашей Ассоциации Саратовских писателей очень удачно совпала с национальной программой поддержки чтения. Потому что всё сложное — оно простое. Писатели должны писать хорошие книги, и если у них эти книги выходят, то встречаться с читателями. А издатели должны стараться издавать эти хорошие книги. И если в силу каких-то причин где-то что-то у кого-то не выходит, то должны помогать им местные власти.
Михаил Александрович, Вы ведь помимо сказок пишете пьесы, сценарии…
Анекдот заключается в том, что я их давно не пишу. Я начинал как драматург. В 1991 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую пьесу для детей, получил первую премию. Но… И сейчас такое есть, но особенно раньше — вот вы написали пьесу, а что с ней делать. Печатать её практически негде, надо искать какой театр захочет её поставить… И я перестал писать пьесы, перешёл на прозу для детей, а потом мои пьесы вдруг стали потихоньку ставить. В Вольском драмтеатре две пьесы поставлены, в Красноярском краевом кукольном театре уже лет 10 идёт, в Уссурийском драмтеатре, в Челябинском ТЮЗе сейчас идёт.
В 2004 году попал в финалисты конкурса «Российский сюжет-2004». Проводил его телеканал НТВ совместно с издательством «Пальмира». В число номинантов я попал, но премию не получил. Написал когда-то две-три пьески в духе Вампилова, может быть. И чтоб добро не пропадало, а там нужен был сценарий для сериалов, я решил соединить их в одно полноценное произведение. В прошлом году серебряный диплом конкурса «Добрая лира» (премия педагогического признания). Я — лауреат премии журнала «Мурзилка», дипломант советско-корейского фонда культуры (за пьесу для кукольного театра по мотивам корейской сказки). Также входил в шорт-лист премии «Антибукер».
Была такая информация, что по Вашим сказкам могут снять мультфильм…
К сожалению, нет. Была заинтересованность: лет 5 назад «Союзмультфильм» заинтересовался одной из книг, но не хватило финансирования. А так бы получился полнометражный анимационный фильм. Но сейчас в мультипликации подъём начался, поэтому я надеюсь, что доживу, когда будут снимать и анимационные фильмы.
Может, поделитесь творческими планами…
Хочу чего-нибудь написать, но больше общественной деятельностью занимаюсь. В прошлом году занимался спецвыпуском журнала «Волга». Только отдышался — занялся хрестоматией, до сентября её делали, в сентябре — презентации, в октябре — в Москву.
Но кое-что прорабатываю. Сказочная повесть — я работаю над ней как минимум год, а то и два — это мой любимый жанр. Не короткие сказки, я не любитель их писать, хотя это и практичнее — сейчас полно журналов, они с удовольствием их печатают. А я люблю, чтобы много приключений. Пишу для умненьких, остроумненьких, ироничных детей. Когда надумал писать первую свою повесть-сказку, задумался, какие я сам в детстве любил читать — чтоб много приключений было, волшебства, смешного, чтоб характеры запоминающиеся.
Уже перед самым уходом Михаил Каришнев-Лубоцкий достал журнал «Афиша»: «Вот самому знакомые сообщили, не ожидал». В четвёртом номере журнала был напечатан список десяти лучших детских писателей. Одним из них был назван Михаил Каришнев-Лубоцкий.Автор: Екатерина Семенова sarinform.ru
|
|
| |
|
|