Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  Искусство и школа  
16.06.2009 Пресс-релизы » Образование

    Валентину Алексеевну Лазареву – ныне заслуженного учителя РФ СОШ №3 - я знаю с 1980 года: будучи сотрудником филиала художественного музея им. Радищева, свою первую лекцию по изобразительному искусству «Васнецов – сказочник» в детской библиотеке №3 я читала её ученикам.

 Почти тридцать лет совместной работы – это посещение постоянной экспозиции и выставок в филиале музея им. Радищева (запомнились занятия на выставках Г. Голобокова и художников Украины); экскурсии в Детскую художественную школу на выставки работ учащихся, преподавателей, балаковских художников, знакомство с учебными классами; посещение мастерских художников В.Д.Кузнецова, Л.В. Генерозовой, А.И. Подгузова, Н.С. Шаруева, встречи с которыми проходили впоследствии и в классе; посещение выставок в Ассоциации «Молодёжная инициатива» (Л.П. Самарцевой и др.), в Справочно – информационном центре АЭС (В.Д. Кузнецова и встреча с автором, «Декоративная композиция учащихся ДХШ», гимназия №2 («Цветы» В.Д. Кузнецова).

Значительную часть наших занятий составляли лекции по истории искусства. В классе читались тематические циклы «Язык изобразительного искусства», «Древнерусское искусство», «Русское искусство 18, 19, 20 веков», «Библейские сюжеты в искусстве», сопровождающиеся показом репродукций, альбомов, слайдов, видеофильмов (благодаря усилиям преподавателя технические средства были всегда в полном объеме и хорошего качества).

Почти 15 лет тому назад в кабинете русского языка и литературы В.А. Лазаревой начала работать постоянная экспозиция подлинных произвидений – «Этюды В.Д. Кузнецова» (в коллекции 30 работ), устраивалась выставка картин этого художника под названием «Последние цветы», а также – «Этюды Н.С. Шаруева». На постоянно действующей экспозиции эстетически выросло немалое число учеников-зрителей, доступ к картинам имели и их родители, учителя, гости школы.

Но прежде чем открылась экспозиция, В.А. Лазаревой была проделана огромная работа по обустройству класса, подготовке эстетической среды: консультации с художниками-оформителями по вопросам интерьера (И.А. Калашнёва), большой ремонт, замена мебели, штор и т.д.

А завершило эту работу оформленное художником А.А. Нуяндиным (частично И.М. Малашенко) панно с высказыванием из детского журнала «Отблески» (Азбука искусства для школьников), которое подчеркнуло направленность наших совместных усилий: «Ясный огонь искусства люди зажгли в незапамятные времена и с тех пор из поколения в поколение передают его. Подлинные произведения искусства способны перевернуть жизнь человека, сделать его более мужественным и благородным, мудрым и добрым. Чем ближе мы подходим к его немеркнущему свету, тем ярче отблески, падающие на нас. При этом надо соблюдать лишь одно условие – подходить к искусству с трепетной душой и желанием познать законы творчества».

В классе стали появляться книги по искусству, предметы декоративного - прикладного искусства (глиняные игрушки, «летающие» деревянные птицы, «хохлома», работы других художников (Н.С. Шаруева, А.И. Подгузова).

Подлинные произведения стали анализировать на занятиях, пытались писать свои литературные этюды. (Удачные работы учеников публиковались в местных газетах).

Обновленное пространство, ухоженные живые цветы, физическая чистота в классе (всегда поражали свежевымытые полы перед лекцией) создавали ту атмосферу, которая сама являлась непосредственным художественным воспитателем; здесь приятно учиться, быть собой, сюда вновь хочется возвращаться.

Еженедельно приходя в класс Валентины Алексеевны, обращала внимание на новые выставки репродукций на специальном стенде, которые «сопровождали» изучаемый литературный материал, представляя его в зримых образах. (Учителем собрана большая коллекция репродукций).

Но работа педагога, эстетически формирующая учащихся, выходила за пределы классной аудитории, а литература как вид искусства на примерах истинного изучалась в тесной связи с другими видами искусств, выявляя их органическое родство. Частыми были поездки в Саратов на просмотры оперных, балетных, драматических спектаклей, постоянных экспозиций и выставок художественного музея им. Радищева, на встречу с сотрудниками Научной библиотеки СГУ, которых знали по именам, для посещения отдела редких книг. К книге у Валентины Алексеевны особое отношение, которое она воспитывает и у своих учеников. Книги всегда в большом количестве в классе, неслучайно знакомство с домашней библиотекой коллекционера Р.С. Сайфутдинова, часть которой составляют книги по изобразительному искусству. (Заметим, что учащиеся стали приобретать книги по искусству для себя, в подарок для других).

Помимо Саратова совершались экскурсионные поездки в Хвалынскую картинную галерею им. Петрова-Водкина (искусствовед В.И. Бородина знает В.А. Лазареву и помнит её учеников), краеведческий музей (директор В.А. Непочатых также знаком с Валентиной Алексеевной, а его печатные труды есть в классной коллекции учителя), живописные окрестности Хвалынска, где эмоционально постигали окружающий мир, учились чутко к нему относиться, воспитывали собственную душу.

Живое общение с памятниками культуры и искусства учащиеся В.А.Лазаревой получали и во время поездок в Вольск, Пензу, Санкт-Петербург …

Широта и глубина проводимой учителем эстетической работы обращала к занятиям искусством и её учеников: Гуськова Оля, Балыкова Вика и др. закончили художественную школу, Кривогин Саша – музыкальную, сценическим чтением занимались Поляков Вова и Дудкина Оля, которая увлекалась и театром.

Громадной подготовки требовали от В.А. Лазаревой открытые уроки с присутствием директоров школ и учителей литературы, на которые она, не страшась, брала темы, тесно связанные с изобразительным искусством, - «Демон» М.Лермонтова и «Демон» М. Врубеля, «Личность Л.Н. Толстого. Его автобиографическая трилогия», где образ писателя рассматривался в портретах разных художников.

Также смело были выбраны учителем темы рефератов – «Портреты жён декабристов», «Автопортреты А.Пушкина», удостоенные дипломов I степени на Всероссийском и городском литературных праздниках.

Искусство не для знаний, а для воспитания души.

Внешняя и внутренняя красота отличают учеников Валентины Алексеевны.

Она сама - редкий пример честности, принципиальности, великого трудолюбия, огромных специальных знаний, широкой эрудиции.

Человек, который желает и умеет оказать помощь в трудные моменты жизни всем нам, в ней нуждающимся.

Валентина Алексеевна – Учитель, постоянным учеником которого хочется быть, просить позволения называться в любом возрасте.

Автор: Татьяна Кузнецова, искусствовед, преподаватель Детской художественной школы.
 
Курсы валют
на 25 Апреля 2024 г.

Доллар - 92.5058
Евро   -   98.9118
Праздничный календарь
25 Апреля
Международный день секретаря
26 Апреля
Международный день интеллектуальной собственности
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля
Всемирный день охраны труда
29 Апреля
Международный день танца
Всемирный день породненных городов
30 Апреля
День пожарной охраны

Все праздники