10.07.2009 Пресс-релизы » Социальная сфера
В 2008 году министерством социального развития Саратовской области были сделаны первые шаги по переводу учреждений социального обслуживания населения на государственное задание. Разработано положение об условиях и порядке его формирования, методические рекомендации по расчету стоимости, оценке и прогнозированию спроса на гарантированные услуги. В 2009 году планируется разработать всю необходимую для внедрения государственного задания нормативную базу и апробировать эту работу в пилотных учреждениях с 01.07.2009 года, а с 2010 года – перевести на государственное задание все учреждения социального обслуживания населения. Конечная цель – демонополизация в области предоставления государственных услуг, создание полисекторной модели социального обслуживания, внедрение системы государственного заказа на социальные услуги.
Государственный социальный заказ – экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности (на экране проектора демонстрируется слайд № 2 «Зачем это надо?»).
Его цель - решение социально значимых проблем общества путем бюджетного финансирования социально значимых услуг и проектов социальных организаций, а также привлечение инновационных, интеллектуальных кадровых и материальных ресурсов сообщества на эти цели (на экране проектора демонстрируется слайд № 3 «Цели реализации государственного социального заказа»).
Ожидаемыми результатами реализации данного подхода являются:
- достижение результата социальных услуг – положительных изменений у потребителей услуг;
- повышение качества услуг и удовлетворённости клиентов;
- внедрение новых социальных технологий;
- повышение уровня социальной защиты населения;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения;
- сокращение вероятности протекционизма и коррупции.
(на экране проектора демонстрируется слайд № 4 «Задачи, решаемые путём государственного социального заказа»).
На сегодняшний день трудно сказать какие проблемы могут возникнуть у Государственного учреждения «Центр социального обслуживания населения Балаковского района» при переходе на систему государственного заказа.
Но дорогу осилит идущий… Нас не страшит новизна и психологически мы готовы к переменам.
Сегодня, являясь многофункциональным учреждением, Центр располагает развитой сетью структурных подразделений (на экране проектора демонстрируется слайд № 5 «Структура Центра»), в том числе во всех сельских муниципальных образованиях, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальной потребности клиента в социальных услугах.
Наиболее приоритетным направлением в деятельности Центра является социальное и социально-медицинское обслуживание на дому (на экране проектора демонстрируется слайд № 6 «Основные направления деятельности Центра»), которое позволяет обеспечить длительное пребывание пожилых людей и инвалидов в домашних условиях. Этой формой обслуживания пользуются 1870 жителей Балаковского муниципального района.
В Центре работают 522 человека, в том числе 386 социальных работников и 50 медицинских сестёр. Основная часть сотрудников центра имеют стаж работы в социальной сфере от 3 до 5 лет, третья часть персонала – от 5 до 10 лет.
Центр занимает первые этажи трёх зданий жилых домов, общей площадью 779,8 кв.м. по следующим адресам: улица Титова, дом 19 «А» и дом 23 «А», Саратовское шоссе, дом 39 (на экране проектора демонстрируется слайд № 7 - фотографии общего вида Центра).
На балансе Центра состоит четыре единицы автотранспорта:
- ГАЗ-3221 – «Газель» пассажирская на 13 посадочных мест;
- ВАЗ-2107 – легковой автомобиль;
- ВАЗ- 21074 – легковой автомобиль (2 единицы) – эксплуатируются Управлением социальной защиты населения.
Для автотранспорта имеется гараж, общей площадью 55 кв.м.
Ежегодно свыше 1,5 миллионов рублей затрачивается на развитие материально-технической базы Центра.
В настоящее время в Центре проводятся необходимые подготовительные мероприятия и создаются условия для перехода на систему государственного заказа.
Предполагается, что работа по данной системе потребует от сотрудников Центра наличия высокого уровня квалификации, проектной культуры и умения управлять проектами, т.е. умения правильно и грамотно оформлять конкурсные проекты согласно требованиям, а также умения получить эффективные результаты, заполнить сложную отчётность и разработать методики оценки эффективности конечных результатов.
Поэтому, особое внимание в нашем учреждении уделяется повышению квалификации персонала.
Используются различные формы и методы работы в данном направлении: обучение новых сотрудников в созданной на базе Центра «Школе социальной работы», чтение лекций, проведение семинаров, практикумов, круглых столов и научно-практических конференций, направление сотрудников на обучение в Саратовский филиал Российского государственного социального университета по специальности «Социальная работа» и др.
Подготовка руководителей высшего и среднего звена Центра к работе в новых условиях пока носит в большей степени теоретический характер.
На первоначальном этапе директор Центра прошла обучение на семинаре «Формирование государственных и муниципальных заданий», организованном на базе министерства социального развития Саратовской области.
Руководители структурных подразделений на постоянно действующих совещаниях при директоре Центра были ознакомлены с информационным материалом данного семинара.
Подобные семинары будут регулярно проводиться по итогам реализации экспериментального перехода на систему государственного заказа в трёх аналогичных нам центрах социального обслуживания населения Саратовской области.
Важно отметить, что у сотрудников Центра уже имеется определённый опыт проектной культуры.
В 2005 году социально-культурный проект Центра «Окно в мир» стал победителем третьего областного конкурса социальных и культурных проектов фонда «Саратовская губерния», в 2006 году – победителем аналогичного конкурса с проектом «Окно в мир - 2».
В течение последних пяти лет в Центре ежегодно проводится внутренний конкурс социальных проектов среди его структурных подразделений.
Стандартизация социальных услуг – необходимое условие введения системы государственного задания, а в перспективе – государственного заказа на их оказание.
Поэтому внедрение государственных стандартов в сфере социального обслуживания населения является одной из основных задач, стоящих перед нашим учреждением. Разрабатывается система качества, проводятся мероприятия по определению уровня удовлетворённости клиентов качеством предоставляемых услуг и эффективности социального обслуживания.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в идеале, система социального обслуживания населения будет представлять собой комплекс заказов (технических заданий) по уходу на дому за пожилыми гражданами и инвалидами, ориентированный на конечный результат. В этой системе заказчик будет чётко знать, что он хочет получить за свои деньги, а мы как поставщик услуг увеличим ответственность за свою работу и стремление постоянно совершенствоваться (повышать профессионализм своих сотрудников, улучшать оказание услуг и т.д.). Непосредственные потребители, в нашем случае, жители Балаковского муниципального района в конечном итоге получат качественные услуги, соответствующие национальным стандартам, представленные в широком спектре.
В качестве дальней перспективы просматривается работа социальных учреждений вообще в автономном режиме, которая имеет свои определённые выгоды (на экране проектора демонстрируется слайд № 8 «Кому нужны автономные учреждения?»).
Автор: заместитель директора по социальному обслуживанию Залетовой Л.В.