Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  В Саратове выпущен альбом−монография об авангардисте Юстицком  
11.07.2009 Областная аналитика и интервью » Культура

    С именем Валентина Юстицкого связана практически вся моя жизнь, не только именно творческая – в период осмысления художнического предназначения и творческих поисков, но именно жизнь во всей полноте житийности. Дед мой – художник Борис Бобров - был учеником Юстицкого и Петра Саввича Уткина. Но если при определенном пиетете в отношении ученика к учителю от общения с Уткиным у нас сохранилась лишь его фотография, причем – довольно известная, то вот от сотворчества с Юстицким, у которого мой дед в юности многое в собственном искусстве почерпнул, осталось больше. Отношения учителя – Валентина Михайловича и моего молодого деда складывались самым радужным образом: они, подружившись, обменивались работами. Потом – арест Юстицкого и заточение его в ГУЛАГе.

 Я не застал деда, но бабушка, воспитывавшая меня с рождения, также была ученицей Валентина Михайловича. Она, к сожалению, не оставила мемуаров, хотя ее очень убеждала это сделать ныне покойная искусствовед Радищевского музея Аллочка Лучкина, сама умершая молодой после операции. Вот один из рассказов бабушки – художника-педагога первой школы РУЖД Антонины Петровны Бобровой: «Время было голодное. Пошли мы из училища практически напротив – по диагонали в столовку, чтобы по талонам взять горячий морковный чай. Сидим – отогреваемся. На улице мороз. Причем тушь, краски – все замерзло, и писать было просто невозможно. Тут распахивается дверь, и в клубах морозного пара в распахнутой шубе предстает наш педагог Юстицкий с сакраментальной фразой: «Может, вам сюда мольберты принести?». А вот в другой раз приходим поутру в студию, а Юстицкий собирает и ведет нас – показать, что он ночью сотворил. Диву даемся: он выкрасил красной краской с дореволюционных пор стоявшую Венеру Милосскую. Говорит: «Теперь я – автор Венеры!».

В принципе Юстицкого как реабилитированного у нас в советское время никто так открыто не запрещал. Да и не был тот диссидентом, а сидел оклеветанный совершенно облыжно. Но – перестраховывались. В перестройку в Москве вышел альбом огромного формата «Авангард, остановленный на бегу». Юстицкий занял в нем достойнейшее место, что увеличило его рейтинг. В Саратове выходил скромный музейный каталог по итогам выставки «Валентин Михайлович Юстицкий. Живопись. Графика. СГХМ имени А.Н.Радищева. Саратов». В «Волге» публиковались гулаговские письма художника. Материалы эти сейчас доступны исключительно дотошным. Тогда как новый альбом-монография благодаря финансированию саратовского коллекционера А.С.Морозова пока при тысячном тираже общедоступен – ведь его стоимость в музейных ларьках всего сто девяносто девять рублей.

Понятно, что раз у меня дома полно графики Юстицкого, то я как художник, воспитанный в довольно свободной по взглядам семье, просто не мог не впитать его творчество. Как впитал затем творчество Романа Мерцлина, Юрия Сурина. У саратовцев графика Юстицкого есть. Видел я ее у моего крестного – художественного редактора Приволжского книжного издательства Валентина Иванова. Ряд работ, приведенный в нынешнем альбоме, принадлежат Тамаре Гродсковой. В ссылке на поступление под одной графикой значится: приобретение у Елены Рождественской – владелицы «Белой» арт-галереи. Маловероятно, что эта юристка каким-либо образом была сызмальства связана с саратовской художественной средой. Другое дело, что состоятельная Елена Владимировна могла перепродать работу, оказавшуюся недавно (галерее пара лет) в ее собственности.

Сейчас иностранцы и москвичи гоняются не столь даже за антиквариатом, но за русским авангардом. Юстицкий в этом плане – фигура первостатейная. Судите сами.

Родился он в Петербурге в семье присяжного поверенного Михаила Антоновича и Марии Феофановны Юстицких. Их дети получили достойное образование. Будущий мастер авангарда окончил Пажеский корпус. Увлекшись живописью, учился в студии Гольдблата в Петербурге, а затем в Вильно в школе живописи и рисования Трутнева. В 1913-1914 годах жил в Париже, где брал уроки рисования и скульптуры. Вероятно, к этому периоду относится картина, купленная российской музыкальной звездой Спиваковым у потомков русских эмигрантов под Парижем и переданная затем торжественно в Радищевский музей. Эта работа с условным названием «Печальная муза», проходящая в настоящем альбоме под номером 11, отнесена к 1930-м годам, что кажется мне ошибкой.

Москва экспериментирует в духе кубизма и конструктивизма. Как недавно стало известно, один богатейший столичный коллекционер приобрел конструктивистскую абстракцию Юстицкого того периода.

В 1917-1918 годах авангардист Юстицкий редактировал газету «Борьба» на Брянском фронте. Вероятно, его знал либо по Питеру с Москвой, либо даже по Парижу ленинский нарком Анатолий Луначарский. В 1918-м он назначил Юстицкого профессором, с тем чтобы командировать в Саратов для искоренения буржуазных пережитков в искусстве.

Все это и масса другого интересного – в новой книге. Арестован Юстицкий был в марте 1937 года в Москве и полгода сидел в Бутырке. Затем специальной коллегией Московского городского суда за антисоветскую агитацию и пропаганду был приговорен к 9 годам и 6 месяцам по статье 58 и 5 годам поражения в правах. Срок отбывал в лагерях особого режима в Карелии и Архангельской области.

В альбоме дана статья о жизни Юстицкого бывшей сотрудницы Радищевского музея, живущей сейчас в Подмосковье Альбины Трофимовны Симоновой. Приведены отрывки из лагерных писем мастера. Вот что он писал ученице Г.А.Анисимовой в Москву: «Ты все время пишешь о том, как я живу? Коротко. Лес, опять лес и опять лес. Тяжелая, непосильная работа, нормы… Прихожу усталый и сплю до утра. Вообще, о моей жизни ты не можешь иметь представления, так как никакая фантазия тебе этого не дополнит …» Удивительно – как эти и подобные им строки миновали цензуру?! Читать их – а они занимают много места в книге – очень тяжелый труд, сравнимый с чтением Солженицына либо Шаламова.

А вот на задней странице обложки приведена другая – жизнеутверждающая запись художника: «…Мое счастье и мое несчастье в том, что я сумел пронести через свои почти пятьдесят лет детскую, порывистую веру в лучшее человека…».

Автор: Борис Глубоков для sarinform.ru
 
Курсы валют
на 25 Апреля 2024 г.

Доллар - 92.5058
Евро   -   98.9118
Праздничный календарь
25 Апреля
Международный день секретаря
26 Апреля
Международный день интеллектуальной собственности
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля
Всемирный день охраны труда
29 Апреля
Международный день танца
Всемирный день породненных городов
30 Апреля
День пожарной охраны

Все праздники