02.08.2009 Областная аналитика и интервью » Культура
В издательстве «Саратовский писатель» в этом месяце отпечатан пятисотштучный тираж методического сборника репертуара для коллективов художественного слова «Венок Пушкину». В коллективах художественного слова теперь чтецы будут штудировать новинку и затем художественно читать выученное перед аудиториями. Такую работу они сделают благодаря финансированию проекта министерством культуры Саратовской области и непосредственно благодаря составителю нынешней новинки – Саратовскому областному центру народного творчества. СОЦНТ составил сборник легко – по итогам областного поэтического конкурса-турнира самодеятельных поэтов «Мой Пушкин», посвященного 210-й годовщине со дня рождения поэта.
Всего в турнире выступили 295 человек из 40 районов и городов области, представивших 712 произведений. В нынешнюю новинку вошли труды лауреатов и дипломантов конкурса-турнира. Книга, по словам сотрудников СОЦНТ, – последняя подобная, поскольку на подобные проекты по изданию лучших турнирных работ в качестве репертуарных сборников для коллективов художественного слова областное министерство культуры больше денег не выделит.
В составе турнирного жюри были всем известный поэт Иван Малохаткин – заслуженный работник культуры России, автор романа «Мамлюк» про Дмитрия Федоровича и саратовские реалии, а также заслуженный работник культуры и руководитель местного Союза писателей, секретарь Союза писателей России Владимир Масян, кандидат филологических наук Владимир Азанов и завсектором театрального творчества СОЦНТ, заслуженный работник культуры Валентина Балабанова.
Предисловие к книге написано кандидатом филологических наук Иваном Пырковым. Он дает объективную оценку достоинству самих текстов и авторам. Например: «Молодые и смелые стихи Елены Борзых из Саратова звучат как еще одно творческое свершение. И, как всегда, неожиданно выступление Елены Калякиной из Саратова – ее короткое эссе «Визави» предельно искренне, даже интимно».
Заинтригованный интимностью пушкинской темы у руководящей студией смежных жанров и поэзии «Солитон» Калякиной, первым делом читаю ее текст. «Я росла. Мимо меня стремительно проносилось время. Сначала мне было три года, я потеряла в лифте бабушкиного дома маленького игрушечного Гурвинника». Если читать это с эстрады мастерам художественного слова нынешним дошколятам, то придется объяснять – кто такой Гурвинник. У моего сына любимая игрушка – Спайдермен. Они с дворовым мальчиком мешают мне работать на компе, зависая в похождениях этого человека-паука. Ностальгия Калякиной, впрочем, отнюдь не такая пушистая. Далее она пишет «Потом я ем монпансье на последней парте вместе с Колей Мусисом. Это уже первый класс. (…). Впереди наш отличник, Илюшенька Козловский. Я тебя убью, положи мой пенал на место!»
К финалу у Калякиной текст – вовсе не детский. Она описывает сопутствующие обстоятельства своих первых родов. Далее: «И вот, во вторых родах, я наконец-то, чтобы отвлечься, решаюсь спросить, а Леша Чернухин вам не родственник? Оказывается, сын». Так и представляю, как мастера художественного слова в каком-нибудь Салехарде или в русской диаспоре Канберры читают выученный калякинский текст про монпансье, Гурвинника, про роды, про Пушкина. Поток сознания саратовчанки рождает живой отклик, мелодраматический момент.
По книге даже можно спеть. В ней приведен текст и ноты жителя села Солянка Пугачевского района Сергея Сидорина «Великое имя».
Можно спеть песню и на стихотворение «Бег времени» Мелины Балугян из райпо Балтай:
Я перечитываю чудное мгновенье»,
И жизнь, и божество – все, все любовь!
Стучит мое сердечко-пробужденье!
Я понимаю: не напрасна в жилах кровь.
Госпожа Балугян от слащавой сентиментальности во второй части своего стихотворения вдруг резко перебрасывается к социалке в духе «Генералов песчаных карьеров»:
А разве нам, рожденным наспех,
Беспомощными слабыми котятами,
Кто нежелательно, кто на смех,
Кто неизвестными, а кто и знатными.
А разве нам ли, выросшим нескромно,
Иль взгромоздясь на доллары, на евро,
На мир смотрящими иль с издевкой, или томно,
Решать, что есть верно, а что неверно?
Жюри турнира, на котором блистали, как клинок, эти строфы, присудило диплом первой степени Валерию Агапову из Саратова за стихотворение «Улица Пушкина». Поэт так «прохаживается» по центральной саратовской улице:
Закупим вина – и за имечко славное!
А то, что грязна, ну так это не главное.
Отбросивши спесь и сомненье теперича
Помянем мы здесь Александра Сергеича!
Вот так – как своего парня представляют Пушкина и Балугян, чьи герои взгромоздились на доллары, на евро, но все равно – как котятки – нежные, (как у Калякиной) Гурвинников вспоминающие, хлещущие винище прямо на улице за помин души Александра Сергеича! Как в анекдоте про Пушкина. Хармсу бы нынешняя новинка понравилась. Так и верится, что этот методический сборник репертуара разойдется, как я уже ранее отметил, не только по Руси великой, но и по зарубежью, да по всей планете. Пусть имя Пушкина вдохновляет пиитов на новых турнирах-ристалищах, пусть новые народные таланты сочиняют на тему «Евгения Онегина», как это сделала Юлия Горская из Самойловки:
Про всех забудет навсегда
И в церкви будет он служить.
Все состояние свое
Он нищим отдал. Вот и все.
Вот и все. Больше таких книжек Саратов не выпустит. Кризис, он и в облминкульте – кризис. Но кризиса жанра нет. Как не иссякнет поток народного словоизвержения на пушкинскую тему.
Автор: Борис Глубоков для sarinform.ru