Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  Цыгане, романсы и прочая русская медвежуть  
02.04.2008 Областная аналитика и интервью

    У кого какая ассоциация на слово «медведь»? Правильно, а вот у меня — «цыган» и «романс». Медведи по улицам ходят — ещё не признак «деревни» и «глуши» саратовской, если топтыгин на цепи у цыгана. К слову: не так давно романс был самой что ни на есть запрещённой молодёжной субкультурой, а исполнение его — непростительная и наказуемая вольность.

 Вообще вся русская романтика и романсы происходят от «ромы» и «ромалэ», как себя называют цыгане — эти древнейшие, по сей день сохранившие почти неизменный облик истинные арийцы, разбежавшиеся по всему свету кочующие племена из Индии. И потому во вторую мировую войну их наравне с евреями уничтожали фашисты — другая «арийская» раса, голубоглазая и светловолосая.
   И потому меня, в чьём понимании было, что этим жанром интересуются только старушки, и занесло недавно на вечер русского романса в консерваторию.
   
    Пели преподаватели — два заслуженных Виктора: бас Григорьев и тенор Демидов, и народная артистка — сопрано Светлана Костина. Аккомпанировала профессор фортепиано Ольга Степанидина.
   Сначала восхитился, что пели без фонограммы, но потом вспомнил, что Госдума законом запретила использовать «фанеру» в платных концертах.
   
   
   Моей сверхзадачей было уяснить, насколько русские композиторы 19 века справились с первейшей задачей музыканта — воплотить в звуке отголоски первоначальнейшего всесотворяющего звука «АУМ». Но потом полезли настырные ассоциации.
   
   
   Романсы Глинки, как правило, экзотичны, что-то между ранним Валерием Меладзе с его «Лимбо» и постоянным Сосо Павлиашвили. Алябьев, очевидно, брал у современных ему копирайтеров тексты исключительно про страдания и потери а-ля Татьяна Буланова (для женского голоса) или про горе, печаль и невзгоды а-ля Дэцл. Причём я очень ярко себе представил, что если Дэцл удостоится войти в мировую музыкальную классику, то лет эдак через …дцать на его креативы в исполнении заслуженных и народных репперов будут ходить дедушки с клюками — его нынешние поклонники.
   
   
   Стоит отметить романс «Титулярный советник» Петра Вейнберга, написанный в середине 19 века и послуживший источником целой традиции в фольклорном городском романсе до наших дней. В самом деле, отражение острого социального конфликта богатых и бедных, высокого и не очень социального статуса героев, их любви ярко прослеживается вплоть до наших дней. В частности, в творчестве «фабрикантов» и других звёзд современного шоу-бизнеса («Девушки фабричные», «Не виноватая я» и другие песни).
   
    Понятие «элитарное искусство» в противовес «массовому» вводится в оборот в эстетике в начале 19 века, причём связаны оба именно с романтиками, хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли, конечно, значительно раньше. Романтики, выступившие с принципиально новыми художественными манифестами, утверждали преимущественную ориентацию на «новацию» в сфере художественного творчества. Тем самым они невольно отделили своё искусство от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдельный сектор то, что получило название массового искусства.
   
    Во временные промежутки воцарения тоталитаризма активно действовали «идеологические соображения». Например, романс в советское время долгие годы считался синонимом мещанства наряду с геранью на окнах и канарейкой в клетке, жестоко изгонялся со сцены, потому что никуда не призывал, не агитировал. Его исполнители подвергались репрессиям. Как только не шельмовали идеологические инквизиторы знаменитую Изабеллу Юрьеву, а сами тайком с удовольствием слушали у себя на дачах её пластинки с романсами.
   
    Во втором отделении вечера в саратовской «консе» пели шуточные романсы с прикольными текстами, которые живо напомнили незабытый ещё кабаре-дуэт «Академия» с Лолитой и Сашей Цекало. По залу к исполнителям побежали молодые «прикинутые и отвязные» с цветами.
   
    А мне вспомнилось, как популярны были у нас несколько лет назад песни в исполнении группы «Белый орёл» («Как упоительны в России вечера!» и «Потому что нельзя быть на свете красивой такой!») — ведь это не что иное, как классический городской романс. А ещё помню переполненный Колонный зал Дома союзов, что рядом с Госдумой и в двух шагах от Кремля, где проходила «Романсиада», а ведь цены на билеты были в разы больше, чем двадцатирублёвые в саратовскую консерваторию. Но и при таком раскладе наш оперный тенор Виктор Демидов возмущался после концерта: «Билеты в консерваторию должны быть бесплатными. Это — образовательное учреждение, призванное проводить просветительскую, культуртрегерскую работу. Нам приводят в соображение необходимость оплаты аренды зала, но продавать билеты имеет смысл, когда приглашают зарубежного исполнителя или Спивакова, например. Но мы — педагоги консерватории — просто обязаны проводить такие вечера бесплатно. Я же не возражаю против билетов, когда пою в филармонии или оперном театре. Но здесь — консерватория, и министерство вполне может оплатить просветительское мероприятие из бюджета или найти для этой цели спонсора».
   
    Но, увы, «рынок» в искусстве многое перевернул с ног на голову. Сегодня всё определяют деньги. Талант и работоспособность — это архаизм. Нужны раскрутчики. Раньше даже с закрытыми глазами наши родители могли отличить по голосу Юрьеву от Шульженко, Трошина от Бернеса, потому что это были индивидуальности. Сейчас чаще всего на потоке серость, которой нечего предъявить публике — ни голоса, ни текста. Уж не говоря о бесподобном звучании отголосков первоначальнейшего всесотворяющего звука «АУМ», который иногда и в наше время ещё улавливается в мелизматических оборотах многоголосого цыганского пения, унаследованного европейским классическим вокальным стилем в интерпретации саратовско-московской консерваторской школы.
Автор: Леонид Хвалынский для sarinform.ru
 
Курсы валют
на 19 Марта 2024 г.

Доллар - 91.9829
Евро   -   100.2432
Праздничный календарь
19 Марта
День моряка-подводника
20 Марта
Международный день франкофонии
Всемирный день астрологии
21 Марта
Всемирный день поэзии
Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации
Международный день кукольника
Всемирный день Земли
22 Марта
День Балтийского моря
Всемирный день водных ресурсов
23 Марта
Всемирный день метеорологии

Все праздники