|
|
|
22.04.2008 Газета Суть
Месяц назад на столичном семинаре слушал я лично и очень внимательно одного из ведущих экономистов страны Александра Аузана, президента Института национального проекта. Много чего говорил он толкового (бестолковое как-то в его голове не живет). И зашла у нас с ним речь о хваленых национальных проектах.
– Про все проекты судить не стану, скажу лишь о двух из них, – начал бойко он. – С проектом «Доступное жилье» все предельно ясно и оттого грустно. На рынке жилья по всей стране была некая довольно постоянная сумма Икс. Затем в рамках национального проекта путем различных спецпрограмм и ипотечных схем на тот же самый рынок при тех же объемах строительства полились «лишние» деньги – 2Икс. И тогда цены на жилье, которое и до этого было недоступно среднему россиянину, просто сошли с ума. В итоге проекта «Доступное жилье» это самое жилье стало абсолютно недоступно!
У нацпроекта «Образование» другая беда. Задумано, что лучшие из лучших учителя будут получать приличные 100-тысячные гранты. И те, кто понаходчивей да поэнергичней, действительно стали суетиться. Пусть распределение грантов действительно будет кристально честным! Пусть даже эти самые 100-тысячные бонусы попадут в руки самым достойным (обычно бывает не всегда так), и что тогда будет?
Представьте, что наступает утро, когда обладатель гранта входит в родную учительскую и продолжает работать в принципе так же, как и его коллеги, но со 100 тысячами! Как вы думаете, долго ли он продержится в этом коллективе? Недолго! И уйдя из школы, а быть может, и проклянув ее, он попытается вложить эти несчастные деньги в дело, в какую-нибудь автомойку.
В итоге нацпроект «Образование» убьет хороших учителей и родит плохих автомойщиков!
Наблюдая новый поворот в сфере образования, от которого на наших глазах встают волосы дыбом у учителей и родителей, мне припомнились эти эмоциональные рассуждения искушенного экономиста. Наверняка у Аузана как великолепного оратора будет что сказать и на этот, «подушевой» ученический фортель.
В принципе, идя на поводу у рыночных законов, можно запрячь милиционеров на таксистские дела (все равно по городу катаются), неотложку обязать торговать лекарствами на дому или забивать объемные кузова «газелей» мелкооптовкой для ларьков. Ну а пожарную дружину сам бог велел отправлять куда-нибудь по подряду в «Радужное» газоны поливать.
Так действительно можно сделать!
И эти службы начнут приносить какой-никакой доход!
Только вот, простите, каждый из нас платит налоги государству, в том числе и за то, чтоб чрезмерно горячие головы до власти не пускать. А то одни такие сорвиголовы пишут революционные законопроекты, другие будоражат «маниловскими прожектами» и без того измотанную бесконечными реформами глубинку.
И если подобный «подушевой» подход к образованию действительно победит и голоса затюканных учителей и родителей слушать никто не будет, то, попомните мое слово, мигом появятся у нас доморощенные Чичиковы, которые будут собирать «мертвые» детские души, оформлять их где положено и торговать этим выгодным товаром. И назовут этот новый национальный проект как-нибудь умилительно, например «Детские души»… Особое мнение Владимир Соловьев, депутат Саратовской областной думы: – В четверг, 17 апреля, нам, депутатам, рассказывал в рамках парламентского часа о пилотном проекте 1-й заместитель министра образования области Михаил Горемыко. Вопросов к нему было как никогда много. Получается, что мы собираемся наступить на те же грабли, что и 15 лет назад, когда массово закрывались детсады. Горемыко подтвердил, что уже к 2010 году ожидается прирост численности первоклассников. Да, учитель должен получать достойную зарплату, и она должна зависеть и от качества его работы, и от объема. Но во всех последних нововведениях лично я не вижу заботы о главном – о самом ребенке! Да, нашу область выбрали в порядке эксперимента, но бежать впереди паровоза, набивая шишки на каждом шагу, негоже. И моя депутатская позиция проста: закрытие любых школ – городских либо сельских – недопустимо. Мы имеем рычаги воздействия на ситуацию и сейчас внимательно изучаем все плюсы и минусы этого небесспорного проекта.
|
|
| |
|
|