Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  СГУ к реформе готов  
23.05.2008 Областная аналитика и интервью » Образование

    Саратовский государственный университет серьёзно намерен внедрять реформу высшей школы в России, которая связана с переходом на двухуровневую модель образования. Соответствующие законы, меняющие формат высшего образования, были прияты в конце прошлого года. Это будет одним из шагов так называемого Болонского процесса, который начался в Европе ещё в середине 70-х годов. Тогда была подписана болонская декларация, которая призвана сблизить системы образования разных стран. На практике это означает, что выпускники вузов будут получать дипломы бакалавра.

 В ближайшие годы бакалавриат и магистратура станут обязательными и в России. Обсуждения грядущих перемен развернулись на всех уровнях. И сторонники, и противники нововведений приводят вполне аргументированные доводы в отстаивании своей позиции. Классический университет Саратова не остался в стороне – вчера начала работу конференция «Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы». В приветственном слове ректора университета Леонида Коссовича прозвучали слова о том, что форум является подготовкой к «плавному и динамичному вхождению в образовательною реформу».
   
   Сейчас на самом высшем уровне идёт разработка нормативных документов для обеспечения реформы. От них напрямую зависит дальнейшая жизнь университета: в одних направлениях и специальностях будет введён бакалавриат, другие сохранятся в неизменном виде. Можно сказать, что решается форма существования университета, подчеркнул ректор. Планируется усилить внимание к совместным программам с учреждениями науки, культуры, производственной сферы, участию университета к социально-экономическому и культурному развитию Саратовской области. Всё это требует, по его словам, внедрения схемы двухуровневой подготовки выпускников, формирования образовательной программы бакалавра, который должен обладать базовыми знаниями, культурной эрудицией, высокой адаптивностью к рынку труда.
   
   Именно рынок и стал главной побуждающей силой реформы. Он диктует свои условия, выбирает специалистов. Более гибкие модели образования, предлагаемые европейским вузами, больше отвечают его требованиям. Российским же досталась в наследство советская модель с жёстко регламентированным перечнем предметов по каждой специальности и направлению. Самостоятельно изменить или расширить ее вузы не могут. В то же время, изменения рынка происходят каждые три-четыре года, «закрытые», узкоспециализированные специалисты оказываются «за бортом», им приходится переучиваться. Бакалавриат позволяет получить новые базовые знания за короткий промежуток времени. Ещё одним преимуществом его является то, что поступить в магистратуру можно по другой специальности, даже далёкой от первоначальной. Это является преимуществом для тех выпускников, кто, проработав некоторое время по профилю, начинает понимать, что сделали неправильный выбор. И для тех, кто просто хочет получить второе образование. Например, в Европе весьма распространена рактика обучения в течение всей жизни.
   
   Сейчас происходит постепенный переход от квалификационного подхода к компетентностному. Первый пока ещё более привычен для нас, он характеризуется большей регламентированностью учебного процесса, каждая дисциплина чётко прописана в плане занятий, главным становится количество прослушанных часов, ведущая роль принадлежит преподавателю, а студент оказывается лишь воспринимающей стороной. Компетентностный подход является наиболее адаптивным к условиям дальнейшей профессиональной деятельности выпускника, он ориентирован не на изучение самого предмета и повышения квалификации, а на формирование личности.
   
   Тем не менее, у европейской модели образования имеются и серьёзные недостатки. Одной из главнейших – то, что работодатели по-прежнему настороженно относятся к выпускникам, имеющим квалификацию «бакалавр». Даже в Западной Европе, где процесс реформирования продолжается дольше, чем в России, эта проблема стоит весьма остро. Так на Совете ректоров в Германии прозвучали слова, что зачастую работодатели отказывают бакалаврам в постоянном месте работы, принимая их на должность стажёра. Через год-два работы его заменяют другим стажёром, с такой же низкой оплатой и отсутствием социальных льгот. В России также работодатели делают выбор в пользу специалиста, а не бакалавра или магистра. В то же время, бакалавры составляют сейчас от 5 до 17% выпускников, но, с развитием реформы, через 5-10 лет количество специалистов уменьшится до 2-4%. Поэтому работодателям придётся пересмотреть свои позиции.
   
   Позиция работодателей понятна. Абитуриенты готовы к любым предложениям, к любым формам обучения. Их родители, от которых зачастую зависит выбор вуза, достаточно настороженно относятся к реформе, но они также примут эту модель. Самая сложная проблема возникает в преподавательской среде. Они, в силу профессиональных причин, считают, что достаточно квалифицированы, чтобы самим решать судьбу студентов, и не признают право работодателей вмешиваться в образовательный процесс. Хотя на самом деле, рыночная ситуация требует их максимального сближения, в противном случае, выпускники останутся без работы. Самые психологически неподготовленные участники реформы должны, тем не менее, принять её, так как процесс вошёл в активную и уже необратимую фазу.
   
   Начнёт свою работу простая и эффективная схема: работодатель диктует студентам, каких качеств и компетенций он ждёт от них; абитуриент, в свою очередь, выбирает соответствующие дисциплины, кафедры, преподавателя, который в наилучшей мере обеспечит требования работодателя. Проректор саратовского госуниверситета, профессор Елена Елина, выступая на конференции, отметила, что схема эта достаточно жёсткая и жестокая, но другого выхода нет. СГУ, по её словам, вполне подготовлен для продвижения реформы, «в преодолении собственных комплексов». Она также отметила, что в университете уже сейчас идёт активное взаимодействие с потенциальными работодателями, действует попечительский совет, в состав которого входят директора предприятий, учреждений науки и культуры, которые заинтересованы в ходе исполнения инновационной программы университета.
Автор: Екатерина Семенова sarinform.ru
 
Курсы валют
на 19 Апреля 2024 г.

Доллар - 94.0922
Евро   -   100.5316
Праздничный календарь
21 Апреля
Международный день астрономии
22 Апреля
Международный день Земли
23 Апреля
Всемирный день книг и авторского права
24 Апреля
Международный день солидарности молодежи
25 Апреля
Международный день секретаря

Все праздники