Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  Как ошарашил Дон Жуан  
24.05.2008 Областная аналитика и интервью » Культура

    В театре кукол «Теремок» - долгожданная премьера. Чуть ли не два сезона назад заявлялось о постановке мольеровского «Дон Жуана». Теперь настало его наглядное воплощение.

 Творческие амбиции руководителя театра, работающего хотя и в должности главрежа, но на контрактной основе по приглашению – Геннадия Шугурова - полнее всего были воплощены в пьесе «Новый Пиноккио». Авторство постановки принадлежало самому Шугурову, а идея заключалась в восприятии пьесы на уровне подсознательного. Быть может поэтому «Новый Пиноккио» быстро оказался нерепертуарным. Для тех же, у кого в подсознании утвердился шугуровский опыт, станет близкой и нынешняя премьера. Шугуров не только продолжил воплощаться на этот раз как постановщик, но и взялся за музыкальную часть спектакля, состоящую из двух коротких тем-проигрышей, доминирующей из которых является ярко выраженная еврейская народная мелодия из местечкового быта «черты оседлости» позапрошлого века.
   Художественное оформление спектакля, как и было задумано изначально, осуществлено Михаилом Гаврюшовым. Гаврюшов утвержден в подсознании саратовской интеллигенции как художник-авангардист, один из участников группы «Желтая гора» конца восьмидесятых. Меньше известны его фотосессии, включавшиеся в выставки общественной организации «Аметист Интернацьональ» и арт-объект «Стог сена», демонстрировавшийся в Новом манеже (Москва).
   Сейчас Гаврюшов ангажируется саратовскими театрами для различных постановок. Последней из которых стала «Много шума из ничего», идущая в ТЮЗе. В «Теремке» Гаврюшов сделал спектакль для взрослых по «Сну в летнюю ночь» Шекспира. Несмотря на авторский узнаваемый почерк: обилие металлоконструкций («Собор парижской Богоматери», «Строитель Сольнес»), Гаврюшов в сценографии не уходит в творческий мейстрим. Так квази-еврейское прочтение шугуровым Мольера (как и тема еврейского холокоста Второй Мировой войны в «Буратино») отображается Гаврюшовым через конструкции, соотносимые со швейной машинкой фирмы «Зингер». Костюмы персонажей при «французистости» и даже сказочности мольеровского времени все же серой мешковиной, женскими платками с большими торчащими сзади концами, мужскими жилетками напоминают героев Шолом-Алейхема. Из подсознания искушенного театрала может на эту тему проявиться воспоминание о проходившей на сцене «Теремка» постановке еврейского народного саратовского театра «Лехаим» супругов Мерииных – пьесе «Червонец». Тем более, что монолог над миниатюрным кукольным кладбищем напоминает кладбищенские сцены «Червонца» с участием ТЮЗовского артиста Наума Ротковича и журналиста Аркадия Цоглина.
   Катающаяся конструкция – зингеровская машинка у Гаврюшова перекликается с воплощенными им на ТЮЗовской сцене плексигласовым гробом на колесиках и большим канцелярским столом из «Много шума…» и инвалидским креслом – троном Оберона из «Сна…».
   Во всех случаях артисты работают с этими объектами словно в интерактиве: и вокруг, и на них, и внутри них. Но в нынешней премьере конструкция, внутри которой происходит работа актеров с куклами-марионетками, несет еще и эротическую нагрузку, прокатываясь над ложащимися под нее персонажами.
   Творческий поиск, его специфика для нынешней премьеры у Гаврюшова проявляется и через кукольных персонажей – амурчиков. Если во «Сне…» к первому спектаклю деревянных амурчиков, пролетающих над сценой не смогли изготовить, то к нынешней их наплодили в избытке - так, что затиснутые в металлоконструкции, они напоминают связки красного перца. Да и амурчики ли это? Ведь именно к этим – скорее инфернальным созданиям с остренькими крылышками обращается с монологом Донна Анна, чью роль исполнила заслуженная артистка России Татьяна Кондратьева.
   Жуткий образ старухи, двигающейся как на шарнирах, буквально разваливающейся на глазах, выкрикивающей фразы про ад, а в один момент водружающей ногу, согнутую в колене, на стул и так проходящей по сцене, одетой при этом в наряд невесты, сыгран Кондратьевой так же фрейдистски, как и роль матери семейства в мрачной пьесе Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец».
   Андрею Усову, исполняющему роль Дон Жуана, главный герой представляется отчасти Гамлетом, а отчасти Печориным. Однако в манере исполнения есть что-то и от Свидригайлова вкупе с Раскольниковым. Вообще, в манере игры Усова много от фетишизированного на российском телевизионном пространстве Евгения Миронова.
   Участие в спектакле двух педагогов театрального факультета – Кондратьевой и Грызунова (Сганарель), сама постановка педагога театрального факультета возводит спектакль в ранг знаковых для молодой театральной поросли и «группы поддержки». Тогда как восприятие спектакля тинейджерами, бизнесменами и домохозяйками под вопросом. Не спасет и эвфемизм матерного словца из трех букв. Пошлости в «Дон Жуане» нет, в отличие от старых дипломных «Пифагоровых штанов». Но нет и доходчивости сюжетных линий. Абсолютно не видна даже с первого ряда гаврюшовская конструкция, напоминающая астролябию на колесе – детали зингеровской машинки с красноватым пупсом внутри. Этот предмет сцены вообще не задействован в игре. Оправданность сюжетом работы актеров именно с куклами-марионетками – также под большим вопросом для восприятия простым массовым зрителем. Эстетика Шугурова, как и в «Новом Пиноккио», представляется рассчитанной если не на рафинированных эстетов с обширным культурологическим багажом, то на неких людей будущего – прекрасных помыслами и органически сверхразвитых в культуре.
   В самом спектакле пародийно воспринимается жестовая пикировка двух сидящих на полу с раздвинутыми по-кукольному прямыми ногами, героинь. Их головные уборы однозначно отсылают саратовских театралов к «Валентинову дню» по пьесе Вырыпаева, идущему в Академдраме. Другого же сколько–нибудь веселого, пародийного, шутовского в сумбурном, играемом резко, рвано, на гране буффонады спектакле нет. Он мрачен не менее, чем «Стеклянный зверинец» и «Буратино». Может показаться, что по выкрикам Донны Анны, не только она сама, но и зрители попали не в раек, не в театрик, а в специфично кукольный ад.
Автор: Борис Глубоков sarimform.ru
 
Курсы валют
на 29 Марта 2024 г.

Доллар - 92.2628
Евро   -   99.7057
Праздничный календарь
29 Марта
День специалиста юридической службы
1 Апреля
День смеха / День дурака
День геолога
Международный день птиц
2 Апреля
День единения народов Беларуси и России
Международный день детской книги
6 Апреля
День работника следственных органов
7 Апреля
Всемирный день здоровья

Все праздники