Балаково-информ
Новости
  Новости
  Аналитика
  Городские СМИ
Навигация
» наш город
» праздники
» балаковские сайты
» народные новости
» расписание автобусов
» расписание поездов
» наш прайс
Сюжеты
» Политика
» Экономика
» Инвестиции
» Криминал
» Социальная сфера
» Коммуналка
» Культура
» Медицина. Здоровье
» Образование
» Отопительный сезон
» Тра-ля-ля
» Коррупция
» Балаковская АЭС
» Рынок труда
» Спорт
» Администрация БМО
» Статистика
» Транспорт
» Городская свалка
» Органы фед. значения

Рейтинг@Mail.ru
Реклама
» 
  Директор ЕРКЦ Саратова: Все беды ЖКХ − вопрос ответственности  
28.05.2008 Областная аналитика и интервью » Коммуналка

    Вышел в свет очередной выпуск журнала "Ведомости строительного комплекса и ЖКХ". На этот раз гостем рубрики "Кадры стал директор Единого расчетно-кассового центра Алексей Попеко. Были затронуты различные аспекты деятельности городского ЖКХ - работа ЕРКЦ в новых условиях, деятельность организаций, управляющих жилищным фондом, целесообразность создания мелких расчетных центров на базе УК.

 Алексей Викторович, сегодня крупные управляющие организации создают собственные расчетные центры. Говорят, что им так дешевле и удобнее. Получается, что идея создания общегородского расчетного центра в Саратове умерла?
   - Я бы сказал наоборот - идея только сейчас обретает возможность по-настоящему реализоваться. До 2006 года ЕРКЦ существовал как социально дотационный проект. Существовал фактически за счет денег города, читайте - налогоплательщиков. Муниципалитет вложил в ЕРКЦ в 2002-2006 годах несколько десятков миллионов рублей, порой на мало необходимые вещи. Например, около 2 млн было направлено на проведение работ по доработке программного модуля, который после сдачи работ никем не использовался. Экономику тогда никто не считал. Отсюда и результат работы предприятия в 2002 - 2006 годах: минус 38 млн рублей. Чтобы по итогам 2007 года вывести предприятие на окупаемость, мы сломали существующую систему. За 2007 год ЕРКЦ дополнительно сократил расходы на 18 млн рублей. Сокращали взвешенно, чтобы не нанести ущерба производственному процессу. Как результат - объем производства не упал, даже вырос. Что в условиях сокращения расходной части явление редкое. Выработка на одного работника увеличилась на 60%. Не хватило одного - экономически обоснованного тарифа. Мы представили все расчеты, обосновали, прошли все установленные законом процедуры. Нового тарифа не дали. Сокращаться дальше означало бы начать наносить ущерб имеющимся производственным процессам. Сегодня предприятие находится в такой производственной архитектуре, когда увеличение зоны обслуживания на 30% не создаст никаких организационных сложностей. Освоим такой объем заказов в течение недели. Личным своим достижением считаю, что на сегодня расходы предприятия соответствуют доходам. То есть ЕРКЦ экономически стабильно.
   
   Получается, что проблема убыточности МУПов - это проблема компетентности руководства
   - Отвечу так: и да, и нет. Да, потому что задача любого руководителя предприятия - это, как минимум, работа не в минус. И с директора муниципального предприятия эту задачу никто не снимал. А с другой стороны - нет, потому что руководитель муниципального предприятия ограничен в принятии управленческих решений, в том числе и вполне объективным и закономерным явлением - повышенной социальной ответственностью его собственника - городской власти.
   
   Как это проявляется?
   - Например, в ценообразовании. Тарифы МУП ЕРКЦ не пересматривались с 2005 года. Потому что решение непопулярное. Решение должна принять городская Дума. И здесь уже работает не экономика, а, к сожалению, включается рефлексия депутатской ответственности перед избирателями. Получается, что наш учредитель в лице депутатского корпуса не борется за свое предприятие, а кладет его на заклание собственных благородных миссионерских идей. Тогда не надо говорить об экономике и ее оздоровлении. Сделайте ЕРКЦ муниципальным учреждением - и все! Но на сегодня, как перед директором предприятия, передо мной стоит чисто экономическая задача. И я ориентирован на создание такого бизнес-процесса, который был бы способен обеспечить рентабельность предприятия. Задачи субсидирования горожан у меня нет.
   
   Частные расчетные центры избавлены от подобных социальных ограничений. Получается, что они могут работать более эффективно?
   - Ключевое слово здесь - могут. Возможность есть, а потенциала нет. В расчетных центрах при управляющих организациях, к сожалению, наблюдается другая крайность - они не считают стоимость своей услуги. Просто незачем. И что бы ни говорили сегодня руководители тех управляющих организаций, которые создали собственные расчетные центры, что им это обходится дешевле. Только бабушка у телевизора поверит, что это так. Это очень дорогая игрушка. Ценность таких 'приближенных' расчетных центров состоит в другом - в слепом выполнении любой воли руководства вышестоящей управляющей организации и непрозрачности для поставщиков и администрации города финансовых действий. Их справки и отчеты в администрацию о финансовых операциях - это справки, выписанные самим себе. И это вещь социально небезопасная. Поэтому я выступаю и буду продолжать выступать за обязательное лицензирование этого вида деятельности. Заниматься расчетами не может человек с улицы. Без специального образования, знания, технологий и практики. Все уже забыли лихие 90-е годы, когда была неразбериха с платежами в связи с тем, что каждый поставщик собирал деньги самостоятельно. Ничего лучше, чем единый расчетный центр, пока еще не придумали. Это уже осознано в других регионах. В Саратове пока об этом не задумываются. Возможно, что толчок произойдет тогда, когда деятельность частных аффелированных расчетных центров создаст кризис коммунальных платежей сродни тому, который был в Саратове в конце 90-х годов. Обиднее всего, что в городе, который стоял у истоков создания института Единых расчетных центров, этого не осознают. Саратов сегодня переживает время, аналогичное периоду феодальной раздробленности на Руси. Войны удельных княжеств нам, конечно, не грозят, а вот "самостийность" управляющих организаций, их полная автономия от властей, поставщиков, да и самих жителей, отсутствие комплексной информационно-разъяснительной работы с жителями - уже на лицо. Каждый делает - кто во что горазд. В 11- 13 веках это привело к кризису государственности, в 21 веке это может перерасти в кризис жизнеобеспечения города. Начальный период развития расчетных центров мы прошли одними из первых в стране. Тогда городская власть односторонне и достаточно жестко приняла решение о создании МУП ЕРКЦ и переводе всех финансовых потоков ЖКХ через него. Подобным путем были созданы большинство расчетных центров. Сегодня идет второй этап развития этих институтов. Потребность власти в надсмотре за деньгами переросла в заинтересованность поставщиков и властей стратегически контролировать прохождение финансовых потоков и быть уверенными в прозрачности всей системы расчетов. На этом пути ЕРКЦ становится равноприближенной ко всем участникам организацией, обеспечивающей компромисс при распределении денег в ЖКХ. Т.е. ЕРКЦ становится центром урегулирования денежных притязаний между управляющими компаниями, населением, властью и ресурсоснабжающими организациями. Ведь как бы сегодня ни ругали ЕРКЦ, нашим расчетам и цифрам доверяют и поставщики, и управляющие организации, и власть, и правоохранительные органы. Альтернативы ЕРКЦ в Саратове сегодня нет. Я с белой завистью смотрю на наших соседей, приезжающих к нам за опытом. Из Астрахани, Пензы, Белгорода, Ростова и других городов. В этих городах явно выраженный интерес власти и поставщиков к институту ЕРКЦ как гаранту стабильности ипрозрачности, способному урегулировать разновекторные стремления участников процесса предоставления ЖКУ. Ведь понятно: как сама система ЖКХ, так и расчеты внутри нее от проводимой коммунальной реформы проще не станут.
   
   Алексей Викторович, как вы считаете, происходящее в ЖКХ приведет к порядку или от перемены мест слагаемых сумма не измениться?
   - Мое личное убеждение - порядок будет там, где будет хозяин. К сожалению, Жилищный кодекс только наполовину решает задачу ответственности собственника. Попытаюсь объяснить. Жителям многоквартирных домов теперь говорят: вы собственники общедомового имущества. Лестница, лифт, подвал, крыша - теперь это ваше, и вы несете полную ответственность за это. Но люди-то свое отношение к этим предметам не поменяли. Потому что дальше слов так называемое владение своим-общим имуществом не пошло. На квартиру у нас есть свидетельство, а на подвал, крышу, лифт - нет никакой бумажки. Нет у русского человека осознанного понимания ответственности за все это свалившееся добро. Поэтому и течь в подвале воспринимается и, к сожалению, будет восприниматься как проблема жэковская и тех, кто живет на первом этаже. А течь крыши, соответственно, занимает умы жителей верхних этажей. Такой уж у нас менталитет. Жилищный кодекс - документ не плохой. Он создает основы для разграничения ответственности в сфере ЖКХ. Но он оперирует к сознанию собственника в самом западном понимании этого термина. В Америке собственность является стержнем демократии и государственности. В России не так. Нам ближе и понятнее слово 'хозяин'. Который нужен каждому дому. Но хозяином не может быть управляющая организация в форме общества с ограниченной ответственностью.
   
   Почему?
   - Какая может быть ответственность у организации, которая по всем своим делам отвечает только своим уставным капиталом. Чаще всего равным 10 тысячам рублей. А получает это ООО доступ к десяткам, а порой и сотням миллионов. Непаханое поле для аферистов. Саратов уже знает примеры недобросовестных управленцев жильем. И каким-то отдельным решением с этой проблемой не справиться. Нужен комплекс мер. Но в первую очередь необходимо ограничить перечень организационно-правовых форм управляющих организаций. Считаю, что это должны быть либо общества с дополнительной ответственностью, либо т.н. полное товарищество. Такие формы предусмотрены в российском законодательстве - статьях 69 и 95 Гражданского кодекса. Тем самым будет ограничено появление в этой сфере случайных лиц. И не надо вводить обязательное лицензирование деятельности по управлению жилфондом, о котором так много сегодня говорится. Оно не решит проблемы, а создаст еще один имущественный ценз, что только усугубит ситуацию.
   
   А чем вам не нравится такая форма управления, как ТСЖ?
   - Размытой безличной ответственностью. Новый формат законодательных границ в сфере ЖКХ породил и соответствующий бардак в головах. ТСЖ - это не форма управления жилым домом. Это форма объединения собственников для распоряжения своим общим имуществом. Управлять должен специалист. Председатели ТСЖ - чаще всего хорошие ответственные люди, но ничего не смыслящие в управлении жилым домом. Отсюда и проблемы. Двойная беда, когда такой председатель считает, что он не только управлять может, но еще и рассчитать и выпустить платежку. Вот тут начинается. И если с начислением, жителям он с пятого-десятого раза более менее справляется, то с расчетами с коммунальщиками - никогда. А это первый шаг на пути к банкротству.
   
   Что вы имеете в виду?
   - Объясняю. То, что может машина ЕРКЦ - распределение платежей пропорционально весу услуги в общей начисленной сумме платежа. Все честно. Машина не ошибается и у нее нет любимчиков. А ТСЖ все собирает в общий кошелек. И кому и сколько перечислить, решает председатель. И на первом месте для него всегда будут жилищные услуги, а уж потом поставщики воды, отопления. Не от того, что он такой плохой. Просто он - заинтересованное лицо. Это объективно. Вообще игра деньгами поставщиков руководством управляющих компаний - довольно широкая практика для Саратова. Я не буду здесь говорить о положительной роли ЕРКЦ как беспристрастного участника в процессе распределения платежей, но в данной ситуации выход видится один - деньги распределять должна машина. В четком соответствии с запрограммированным алгоритмом. И тогда у нас не будет возникать переплат по жилищным услугам и долгов по воде, отоплению, электроэнергии. Ведь что такое банкротство ТСЖ? Это фактически банкротство его членов - читай собственников многоквартирного дома. Вообще считаю, что созрела ситуация, когда нужно принимать изменения в Жилищный кодекс.
   
   Какие, например?
   - О квалифицированном большинстве голосов при выборе управляющей организации или создании ТСЖ. Это позволит избежать ситуации с их задвоением. Здесь же надо решать вопрос о регламентации процедуры смены управляющей организации. Практика показала, что мало одного решения о создании новой УК. Надо, чтобы предыдущая совершила определенные юридически процессуальные действия по передаче дел. Сегодня этого в добровольном порядке практически не происходит. Отдельная проблема - это проблема корректировок. Считаю, что только установкой счетчиков ее не решить. Тут я соглашусь с мнением бывшего руководителя Росстроя, ныне заместителя Министра регионального развития Сергея Ивановича Круглика, что массовая установка общедомовых приборов учета без решения задачи модернизации внутриквартальных сетей приведет к закладыванию поставщиками ресурсов этих потерь в тариф будущего периода. Надо понимать, что сфера ЖКХ - это не игра в футбол, где есть проигравшие и победители. Здесь должно быть выгодно всем. Только тогда будет порядок. А перекладывание ответственности и финансовых потерь с одной головы на другую проблемы не решит.
Автор: sarbc.ru
 
Курсы валют
на 20 Апреля 2024 г.

Доллар - 93.4409
Евро   -   99.5797
Праздничный календарь
21 Апреля
Международный день астрономии
22 Апреля
Международный день Земли
23 Апреля
Всемирный день книг и авторского права
24 Апреля
Международный день солидарности молодежи
25 Апреля
Международный день секретаря

Все праздники